«Собрался я в Москву, друг мой любезный, ибо только там смогу обучиться наукам и стать тем, кем хочу! Сделаю это втайне от родителей, потому что они всё равно не дадут благословения на такое путешествие! Как раз на днях торговый обоз отправляется в Москву, я договорился с купцами – они берут меня с собой. А ты держи язык за зубами и не поминай меня лихом. Даст бог – ещё свидимся!» – сказал доверительным тоном Михайло Ломоносов своему закадычному дружку Ивану перед тем, как с котомкой отправиться в далёкую Москву из захолустной деревеньки Мишанинская, что притулилась на просторах Архангелогородской губернии.
Собрался я в Москву, друг мой любезный, ибо только там смогу обучиться наукам и стать тем, кем хочу
Событие это имело место в декабре 1730 года. А за 19 лет до этого Михайло появился на свет в крестьянской семье. По тем временам его отец считался зажиточным хозяином. Имел солидный земельный надел и собственное парусное судно. Ходил в море на промысел и перевозил грузы. Сын был приучен к тяжёлой работе с раннего детства и во всём помогал главе семейства. Грамоте Михайлу обучил дьячок местной церкви С. Н. Сабельников. Он и зародил в парнишке сознание необходимости «науки», разъяснил важность знания.
Отец и сын Ломоносовы уходили рыбачить в Белое море. Опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали ум разнообразными эмоциями.
Однако тяга к знаниям была столь сильна, что Михайло решился отправиться в пугающую и незнакомую Москву. Полагался на свой пробивной характер, великую сообразительность и удачу. И, надо сказать, она благоволила провинциалу.
Каким-то чудом Ломоносову удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Науки он постигал с необыкновенной лёгкостью и огромным прилежанием, а вот питался из-за недостатка средств крайне скудно – зачастую только хлебом и квасом.
Тогда проявился непокорный и строптивый характер студента. Он спорил с преподавателями, иногда доводя их до слёз, дрался со студентами. При этом был круглым отличником и успевал не только успешно сдавать экзамены, но и подрабатывал репетиторством – учил грамоте детей состоятельных родителей.
Руководство академии отметило лучшего ученика и направило его для дальнейшего обучения в университет при Петербургской Академии наук, а оттуда талантливый школяр попал прямиком в германский город Марбург, где совершенствовал свои знания в химии, физике и металлургии.
Там снова проявился строптивый нрав Ломоносова, и он поссорился с немцем-преподавателем из-за того, что тот очень скверно и скудно подавал учебный материал. Дело чуть не дошло до рукоприкладства.
Уже тогда его друзья отмечали главные черты ломоносовского характера: постоянное стремление к лучшему, совершенному, новаторскому, резкое неприятие разного рода халтуры.
РЕАЛЬНЫЕ ДЕЛА
«Учение должно быть со знаком качества, а преподавать науки способен лишь тот, кто следит за всеми новинками и совершенствуется сам!» – не раз повторял Михайло.
Не чужд был будущий великий учёный и таким студенческим проявлениям, как весёлые пирушки. Ломоносов мог с удовольствием опрокинуть чарку и покуролесить. Один из загулов чуть не поставил крест на его научной карьере. Как-то он познакомился с германским офицером в городе Фрейберге, и служивый пригласил россиянина вместе отужинать. По ходу ужина шнапс лился рекой, а на утро Михайло с ужасом обнаружил, что стал рекрутом немецкой армии и находится в лагере подготовки. С виду достойный офицер оказался хитрым вербовщиком. Он подсунул хмельному Ломоносову контракт, и тот, не читая, подмахнул его. Доставить пьяного русского в расположение части было делом техники.
Осознав весь трагизм случившегося, Михайло сделал всё, чтобы выпутаться из непростой ситуации. Ему пригодились навыки, полученные в детстве. Он сумел перебраться через высокий забор, вплавь преодолел ров с холодной водой, бежал и срочно отправил в Академию наук прошение о финансовой помощи.
Ему были высланы необходимые средства, и Ломоносов без приключений добрался до Москвы. Причём привёз солидный багаж знаний, чего вполне хватило, чтобы в 1745 году занять кресло профессора химии Петербургской Академии наук.
Спустя три года он открыл первую химическую лабораторию в России, где лично проводил важные опыты. Начался самый плодотворный период научной деятельности Ломоносова. Его открытий и реальных дел хватило бы на десятерых, хотя зачастую его непростой, ершистый характер создавал дополнительные проблемы. Приходилось бороться и с завистниками, недоброжелателями, которые ставили Ломоносову подножки, но он как могучий русский богатырь сметал все препятствия на своём пути.
В 1748 году при Академии были открыты Исторический Департамент и Историческое Собрание. На заседаниях собрания Ломоносов начал вести яростную борьбу с Г. Ф. Миллером, обвиняя его в умышленном принижении возможностей русских учёных. Он представлял ряд записок и проектов с целью «приведения Академии наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству».
Ломоносов всеми силами отстаивал права низших сословий на образование. Возражая оппонентам, говорил: «Учёные люди нужны России для освоения Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистой веры, военного дела, земледельства и предзнания погод».
В РАСЦВЕТЕ СИЛ
Помимо всех прочих талантов Ломоносов обладал и ещё одним – он был талантливым поэтом. На день восшествия на всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны в 1747 году Михайло писал:
Крепит Отечества любовь
Сынов российских дух и руку;
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Польщённая императрица начала всеми силами помогать поэту и учёному, после чего завистники и хулители сразу прикусили языки. А он тем временем яростно вгрызался в гранит наук и смело расширял сферу своих научных интересов.
Ломоносов стал первым российским учёным-естествоиспытателем и издавал труды по исследованию полезных ископаемых. Он способствовал активному изучению Сибири и организовывал научные экспедиции в богатый и малоисследованный край.
При его непосредственном участии был открыт Московский университет. Ломоносов первым дал определение физической химии. Создал молекулярно-кинетическую теорию тепла, вывел одно из начал термодинамики.
Блеснул уникальный самородок и в прикладных науках. Особенно его привлекало стекло. Он смело экспериментировал с различными компонентами стекла и создавал уникальные мозаики. Ломоносов проявил себя также как приборостроитель, металлург, геолог, художник, историк, философ.
Михайло разработал стилистическую систему русского языка и издал учебник по риторике. Много времени уделял наблюдениям за атмосферными явлениями и разработал летательный аппарат вертикального взлёта, который был фактически прототипом современного вертолёта. Проводя долгие часы у телескопа, он открыл наличие атмосферы у планеты Венера.
Ломоносов считал, что во многом его научные успехи обусловлены крепким семейным тылом. 26 мая 1740 года он обвенчался с Елизаветой-Христиной Цильх. Семейный союз оказался счастливым, Лиза души не чаяла в своём Мишеньке, несмотря на его ершистый характер. 21 февраля 1749 года в Санкт-Петербурге у них родилась дочь Елена.
Гениальный учёный наверняка совершил бы ещё много открытий, если бы его не вырвала из числа живущих беспощадная смерть. Михайло сильно простудился, подхватил тяжёлое воспаление лёгких и ушёл в вечность 4 апреля 1765 года. Незадолго до смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина II, «чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своём о науках и художествах в отечестве». В конце жизни Ломоносов был избран почётным членом ряда зарубежных академий.
Похоронен уникальный новатор в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Исследователи его творческой деятельности сходятся на том, что Ломоносов явил собой редкий и яркий пример органичного сочетания всех позитивных способностей учёного-теоретика, экспериментатора, практика, очень удачно реализующего найденное в ходе расчётов и опытов, и умелого, целеустремлённого организатора производства, обогнавшего своё время.