Он по праву считается самым знаменитым фокусником всех времен и народов. При этом тайна большинства из его сценических номеров до сих пор не раскрыта, а все потому, что одновременно с этим Гудини был и медиумом, т. е. он выполнял трюки, пользуясь законами иной реальности.
Он по праву считается самым знаменитым фокусником всех времен и народов
Будущий король оригинального жанра родился в Венгрии в семье раввина в 1874 году. Семья эмигрировала в Соединенные Штаты, когда ему было 4 года. Первоначально семейство обосновалось в штате Висконсин, где отцу дали пост раввина, но через 9 лет они переехали в Нью-Йорк. Вследствие бедственного положения семьи Гарри очень рано начал работать, сначала чистильщиком обуви, разносчиком газет, учеником слесаря, но потом бросил все это, увидев поразившее его выступление фокусника. Кстати, познания в слесарном деле впоследствии ему пригодились при открывании самых сложных замков и запоров. Первоначально он перебивался тем, что демонстрировал несложные карточные фокусы в различных забегаловках и кафе. Пока его сверстники гоняли мяч во дворе, Гарри усердно тренировался в акробатике и в открывании различных замков. Из него мог бы получиться настоящий медвежатник, однако судьба распорядилась так, что он стал артистом оригинального жанра. В 1892 году он поменял прежнее имя Эрих Вайс на Гарри Гуди-ни – в честь почитаемого им французского иллюзиониста Гуди-на, гастролирующего по США. Хозяин заезжего цирка, которому Гарри продемонстрировал свои способности, очень удивился, как ловко тот освобождается от различных пут, и немедленно взял его к себе на работу. С этого времени фактически и началась карьера Гарри Гудини-фокусника.
ПУТЬ К УСПЕХУ
Нельзя сказать, что восхождение Гарри Гудини шло гладко и без проблем. В его жизни встречались трудности, как материальные, так и профессиональные. Так, например, Гарри совместно с братом создал собственное цирковое шоу, состоявшее из небольшого количества дешевых, но с огромным трудом заученных трюков, которые к тому же поначалу не приносили большого дохода. В 1894 году, гастролируя в Нью-Йорке, Гарри познакомился со своей будущей женой, в дальнейшем составив с ней цирковой дуэт под названием «Супруги Гудини». Всю свою жизнь Гудини работал над собой, стремясь как можно более усложнять свои трюки. Поскольку простое освобождение от наручников на публику уже не действовало, ибо та считала, будто наручники ненастоящие, Гудини в 1889 году отправился в Скотланд-Ярд. Там к нему отнеслись с изрядной долей скепсиса, но все-таки согласились произвести опыт с наручниками. Тщательно застегнув на нем оковы, полицейский ернически произнес: «Счастливо оставаться, мистер Гудини! – и, взглянув на часы, добавил: – А мне пора завтракать». Но не успел он дойти до дверей, как услышал сзади: «Постойте, я с вами!» Удивлению инспектора не было предела, когда он увидел за спиной Гудини, а на полу снятые наручники…
В 1903 году, став уже известным артистом, Гудини побывал в России, где он с целью рекламы и проверки самого себя выбрался из так называемого «ящика», которым в то время называли устройство для перемещения особо опасных преступников. Оно представляло собой куб, сколоченный из толстых дубовых досок и вдобавок обитый железом. В нем было крохотное окошко, забранное решеткой с внушительными стальными прутьями. Дверь «ящика» также была из кованого железа и притом закрывалась на хитрый замок. Посадив преступника, допустим, в Москве, дверь открывали только в Сибири, в месте дальнейшего заключения преступника. Считалось, что открыть замок без специального ключа было невозможно. Мало того, что Гудини был помещен в тесный ящик, на руках и ногах его были надеты кандалы, как на настоящего заключенного. Затем опечатанный ящик шестеро полицейских, кряхтя от напряжения, придвинули дверью к стене. Не прошло и тридцати минут, как Гудини, уставший и мокрый от пота, появился без кандалов перед глазами начальства…
С целью рекламы он иногда проводил свои шоу совершенно бесплатно. Так, например, однажды он был подвешен вниз головой на карнизе небоскреба, но уже через несколько минут, успешно освободившись, бодро шагал по улице. В следующий раз на виду у множества зевак он прошел сквозь кирпичную стену.
НА ВЕРШИНЕ СЛАВЫ
В начале XX века Гудини – самый знаменитый и самый востребованный иллюзионист. Надо признать, что он никогда не зацикливался на своей славе, а до самой смерти работал над собой, изобретая новые и необычные трюки. Подавляющее большинство его фокусов было связано с пребыванием под водой. Так, например, в 1903 году он был сброшен с моста в Темзу, будучи в кандалах на руках и ногах и с привязанным к нему 30-килограммовым металлическим шаром, сразу потянувшим его ко дну. Но не прошло и трех минут, как он выплыл, освобожденный от оков. А зимой 1906 года с кандалами на руках и ногах Гудини бросился с моста в прорубь. Через три минуты присутствующие полицейские решили, что ему пришел конец. При этом некоторые из зрителей сняли шляпу в знак траура, а журналисты поспешили в свои редакции, чтобы написать заметки о гибели знаменитого артиста. Однако Гудини вынырнул из проруби ровно через 10 минут, что само по себе было невероятным. Но самому Гудини и этого показалось мало. Для большего эффекта он разработал фокус, который заключался в том, что его самого сбрасывали с моста в воду в закрытом ящике, наполненном острыми гвоздями. При всем этом на руках его были надеты наручники, а внутри ящика располагались чугунные гири. Ящик, естественно, сразу пошел ко дну, но уже через минуту Гудини всплыл наверх и без наручников.
В 1912 году он продемонстрировал один из наиболее потрясающих трюков, который он в дальнейшем всегда показывал зрителям. Он зажимал ноги в специальные колодки, которые нельзя было снять без посторонней помощи, и с помощью ассистентов опускался вниз головой в стеклянный ящик, до краев наполненный водой. Ящик запирался на замок, а потом опускался занавес. Через три минуты перед занавесом появлялся мокрый Гудини без колодок. Занавес снова поднимали, чтобы зрители могли увидеть по-прежнему закрытый ящик. Во время выступления некоторым зрителям разрешалось присутствовать на сцене, осматривать замки, колодки и т. д.
Другой известный фокус Гудини – это освобождение из молочного бидона. Суть его заключалась в том, что Гудини забирался в большой бидон, наполненный водой, который сверху закрывался крышкой на болтах и вдобавок на огромный замок. Некоторые недоверчивые зрители приносили даже свои замки, но мокрый и улыбающийся Гудини через минуту всякий раз оказывался перед публикой.
Но наиболее впечатляющим оказался фокус с заряженной пушкой, предложенный Гудини каким-то военным, который иллюзионист показал в 1911 году. Артиста накрепко привязывали к жерлу пушки, чтобы он был лишен возможности двигаться. Затем поджигали фитиль, и через 20 минут пушка должна была выстрелить. Гудини освобождался от пут всего за 12 минут. Если бы что-то пошло не так, то Гудини пришлось бы собирать по кусочкам.
Однако с годами все более усложняющиеся трюки давались Гудини все труднее. Давал о себе знать возраст артиста, а также многочисленные травмы, полученные им во время выступлений. Даже после удачного представления он часто попадал в госпиталь. Тем не менее на протяжении почти 30 лет и до самой своей смерти он был самым знаменитым в своем жанре.
РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЛЖЕМЕДИУМОВ
В конце своей карьеры Гудини был серьезно озабочен деятельностью медиумов, в которых он с самого начала видел своих коллег по профессии, дурачивших публику, выдавая себя за заклинателей духов. Несмотря на то что он также занимался обманом, демонстрируя, на первый взгляд, то, чего не может быть, и никогда не раскрывал секретов, однако не прибегал к большей мистификации, т. е. объяснял все исключительно способностью владеть своим телом, Гудини тайно начал посещать спиритические сеансы, приходя к выводу, что настоящего вызывания духов вообще не бывает и все это плутовство. Однако в своих выводах Гудини оказывался чрезмерно пристрастным. Дело в том, что он сам неоднократно признавался друзьям, что слышит какой-то внутренний голос, который постоянно подсказывал ему, какие опыты делать можно, а какие для него смертельно опасны. Он не без основания считал, что, подчиняясь «голосу», он оказывается в абсолютной безопасности. Таким образом, сам Гудини был совсем не чужд спиритизму, но отрицал все это, объясняя «голос» своим предчувствием. По сути, он был, как считал его друг писатель Конан Дойл, бессознательным медиумом. В противном случае как можно объяснить многие его фокусы, в частности, пребывание под водой до одного часа, тогда как у обычных людей уже через 3 минуты происходит сначала потеря сознания от удушья, а потом и смерть.
Большинство трюков Гудини так и не были раскрыты, по-видимому, еще и потому что они не имели естественно-научного объяснения, а относились к иной реальности, в которую время от времени во время выступления и входил великий Гудини. Удивительнее всего то, что, когда самому Гудини указывали на это, он раздражался, утверждая, что никакой связи с потусторонними силами не имеет. По-видимому, к этому привела его работа по разоблачению медиумов, которых он без достаточного на то основания считал мошенниками, а причислять себя к их числу Гудини по понятным причинам не хотел…
СМЕРТЬ АРТИСТА
Обстоятельства смерти великого артиста по-прежнему окутаны тайной. Считается, что во время последних гастролей к нему в гримерную вошла группа студентов, среди которых был чемпион университета по боксу. Именно он и спросил Гудини, действительно ли артист может выдержать сильный удар в живот, не получая вреда. Гудини, озабоченный какими-то другими мыслями, бессознательно кивнул, не успев сгруппироваться, когда студент нанес ему сильнейший удар кулаком в подвздошную область.
Тело великого престидижитатора было похоронено в Нью-Йорке, по иронии судьбы в одном из ящиков-гробов из его бывшего реквизита, в котором он демонстрировал трюк «Похоронен заживо» и из которого он теперь уже, конечно, не выберется никогда
Несколько дней Гудини, привычный к различным травмам, как обычно, не обращал внимания на боль, но она все нарастала, и через несколько дней великий Гудини скончался. Оказывается, железный Гудини, несмотря на все свои потрясающие способности, был по физиологии обыкновенным человеком. Удар вызвал разрыв аппендикса и последующий перитонит. Если бы артист вовремя обратился за медицинской помощью, то его удалось бы спасти…
В начале ноября 1926 года тело великого престидижитатора всех времен и народов было похоронено в Нью-Йорке, по иронии судьбы в одном из ящиков-гробов из его бывшего реквизита, в котором он демонстрировал трюк «Похоронен заживо» и из которого он теперь уже, конечно, не выберется никогда.