Неизвестные страницы истории Великой Отечественной поражают до сих пор. Мы знаем, как самоотверженно сражались бойцы и офицеры Красной Армии. Мы знаем, как трудились их жёны, матери и сёстры в тылу. Но подвиг детей военного времени до сих пор не увековечен, хотя их поистине взрослым героизмом можно только восхищаться. Причём дети участвовали в военных действиях не только в Белоруссии и на Украине, но и в Москве и на подступах к ней.


Я играл в реальную войну, делал то, что не могли взрослые; и ситуаций, когда они что-то не могли, а я мог, было очень много

Мало кто знает, что немцы попытались бомбить Москву уже 22 июня ночью. Но наши лётчики сражались так самоотверженно, что враг к Москве не смог пробиться. Начиная с июля Москву бомбили уже каждую ночь. Для того, чтобы предупреждать налёты, было решено создать в помощь противовоздушной обороне самокатный полк. Но тут выяснилось, что почти все спортсмены на фронте. Выхода не было: привлекли к работе допризывников и подростков. Отобрали 800 самых смелых и физически подготовленных ребят от 14 до 17 лет.

БОРЬБА С ДИВЕРСАНТАМИ

Был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым мобилизовали у населения велосипеды и самокаты и передали их спецотряду. В него вошла элита велоспорта столицы – чемпионы Логунов, Чистяков, Гладкий и другие.

У членов спецотряда был особый режим. По вою воздушной тревоги парни убегали на свои посты. Тут требовалась особая смелость – ведь вокруг рвались бомбы, летали осколки от снарядов… Ребята патрулировали улицы, следили за светомаскировкой, высматривали подозрительные предметы и людей, обыскивали урны. Один раз обнаружили маяк для фашистов – в пустом доме, в печке была установлена пятисотваттная лампа, светившая прямо в небо.

Одной из важных задач было выслеживание и поимка мародёров. Во время бомбёжек улицы Москвы пустели, город замирал, тут и выползали, как тараканы, криминальные личности. Они забирались в магазины и продуктовые палатки и уносили всё, что попадалось под руку. Парням помогала милиция – много уголовников было поймано. Дежурили ребята и на крышах – тушили зажигательные бомбы, локализовывали очаги возгорания. Бежали к местам взрывов бомб, чтобы вызвать пожарных, врачей, аварийных специалистов.

Самой главной задачей было обнаружение ракетчиков. Диверсантов и предателей в городе было много. Ракетчики при каждом налёте отмечали важные объекты – железнодорожные вокзалы, склады, заводы и фабрики. Мальчишки не всегда могли задержать преступников сами, поэтому часто звали на помощь сотрудников НКВД.

Один из мальчишек погиб по вине диверсанта. Василий Овчинников звонил в НКВД прямо из отделения милиции у Москворецкого моста. В отделение попал огромный снаряд. Вместе с мальчиком там было ещё около 130 человек. После разрыва бомбы на этом месте осталась 30-метровая воронка. Теперь на этом месте разбили красивый сквер…

Интересно, что, по официальной версии, немцев остановили наши части у Химкинского водохранилища. Оккупанты опасались прорываться через него, так как были уверены, что он заминирован. Но единичные случаи появления фашистов в городе всё же случались. Члены спецотряда увидели в районе метро «Водный стадион» шесть фашистов на трёх мотоциклах. Они не торопясь ехали по улицам столицы. Подростки предупредили столичных ополченцев, прибыли сотрудники НКВД и немцев увезли. Ребятам же строжайше запретили рассказывать об этом случае во избежание паники среди населения города.

Теперь понятно, что защищали страну все её жители, начиная с десятилетнего возраста… Жаль только, что после войны многих из них забыли. В том числе и ребят из самокатно-велосипедного отряда. Они даже не получили медали за оборону Москвы…

ЮНЫЙ КОМСОМОЛЕЦ

В январе 1942 года один из партизанских отрядов, действовавших в Понизовском районе Смоленской области, был окружён врагом. Фашисты, уже имеющие опыт войны с русскими, сразу ликвидировать отряд не рискнули. У них не было точных разведданных о его численности. Но и выйти партизанам они не давали.

У наших продовольствие подошло к концу. Командир отряда запросил помощи у командования Красной Армии. В ответ по рации пришла шифровка, в которой сообщалось, что активными действиями войска помочь не смогут, но в отряд будет направлен опытный разведчик.

В условленное время над лесом послышался шум моторов самолёта, и через несколько минут в расположении окружённых приземлился парашютист. Партизаны были несказанно удивлены, когда увидели перед собой мальчишку.

Пацана звали Юра Жданко. Родился он в Белоруссии, в Витебске. Было ему всего 11 лет! В июле 1941 года мальчик показал отступающей советской части брод по Западной Двине. Вернуться домой он уже не смог, в родной город вошла гитлеровская бронетехника. И разведчики, которым было поручено сопроводить мальчика назад, взяли его с собой. Так он был зачислен воспитанником моторазведывательной роты 332-й стрелковой Ивановской (отличный отдых через турфирмы Иваново) дивизии им. М.Ф. Фрунзе.

К делам его поначалу не привлекали, но он быстро уяснил азы рейдовой фронтовой науки. Его стали посылать за линию фронта. В деревнях он, переодевшись, с сумой за плечами просил милостыню, собирая сведения о расположении и численности вражеских гарнизонов. Успел поучаствовать и в минировании стратегически важного моста. При взрыве красноармеец-минёр был ранен, и Юра, оказав первую помощь, вывел его в расположение части. За что получил свою первую медаль «За отвагу».

Мальчика переодели во всё деревенское, и вскоре он смог проникнуть в избу, где квартировал руководивший окружением немецкий офицер. К дедушке под видом внука из райцентра пришёл юный разведчик, которому была поставлена довольно сложная задача – добыть у вражеского офицера документы с планами уничтожения окружённого отряда. Удобный случай выпал только через несколько дней. Гитлеровец вышел из дома налегке, оставив ключ от сейфа в шинели… Так документы оказались в отряде.

За спасение целого отряда отважный пионер, уже одиннадцатилетним, был принят в комсомол. Юрин комсомольский билет № 17445064 и сейчас хранится в Музее Великой Отечественной войны в Минске.

Выхода не было: привлекли к работе допризывников и подростков. Отобрали 800 самых смелых и физически подготовленных ребят от 14 до 17 лет
В 1943 году юный комсомолец вывел из окружения регулярный батальон Красной Армии. Все разведчики, посланные, чтобы отыскать «коридор» для товарищей, погибли. Задание поручили юному разведчику. Он нашёл слабое место во вражеском кольце и спас целый батальон, за что был награждён орденом Красной звезды.

Юрий Иванович Жданко, вспоминая своё военное детство, говорил, что он «играл в реальную войну, делал то, что не могли взрослые; и ситуаций, когда они что-то не могли, а я мог, было очень много». После войны он долгие годы работал в Витебске на заводе газоэлектросварщиком.