Окультуривание древнего человека произошло за счет появления моногамии и связанные с нею родственные связи с дядьями, тетями, деверьями и шуринами. К такому заключению пришли ученые-антропологи.

Около двух миллионов лет назад общественные группы из генетически неродственных членов положили начало процессу окультуривания человека

Оценить надлежащий вклад в развитие культурного человека, нужно, прежде всего, семейно-родственным отношениям. Для примера можно сравнить поведение шимпанзе. Как известно шимпанзе живут группами, и самцы, и самки неразборчивы в своих связях. Самец шимпанзе может допустить к самке самца из своей группы. Чужака, как правило, они не допускают и близко в свою группу. Понятно, что при таком отношении не может быть речи о семейно-родственном отношении.

Группа ученых из Аризонского университета в Темпе (США) провели наблюдения за 32 племен занимающихся преимущественно охотой. Эти племена разделили на две группы. Состав каждой группы племени состоял от 5 до 64 человек. Все члены племен занимались добычей сообща, при этом у каждой из групп была возможность перейти в другую группу. При переходе в другую группу переходили вместе взрослые братья и сестры. В группе племен генетически большинство членов не были родственниками.

Ученые полагают, что около двух миллионов лет назад общественные группы из генетически неродственных членов положили начало процессу окультуривания человека. Но это могло произойти при условии моногамности человека. Мужчины и женщины выбирали в жены и мужья членов другой группы, которые были на соседних территориях или кочевали. Родней при этом становились люди, которые генетически не могли быть родственниками. И все они были вовлечены в своеобразную игру помощи друг другу. То есть, брат жены помогал охотиться и добывать пищу мужу своей сестры. Такая родственная ситуация невозможна в сообществе обезьян. Антропологи пришли к выводу, что такая неродственная взаимовыручка появилась из-за того, что маленькие члены групп не могли самостоятельно охотиться за добычей, и им на помощь приходили взрослые родственники из других неродственных генетических групп.

Данные исследования перечеркивают мнение, бытовавшее до сих пор, за счет чего держались группы кочевников. Раньше считалось, что женщины на протяжении своей жизни вступали в связи с различными группами кочевников и таким образом поддерживались социальные и общественные контакты между группами. Поэтому такие умозаключения ученых-антропологов привели к тому, что за счет неродственных взаимовыручек человечество развивалось, и образовывались новые культурные традиции, приведшие к появлению постоянных поселений на Земле.