Чилоуской пещере, что находится в Очамчирском районе Абхазии, молва приписывает немало диковинного, прежде всего связанного с легендарным героем старины Абскрилом. Якобы этот богатырь был заточён здесь богами за то, что, вопреки их воле, осмелился повелевать громами, молниями, летать в поднебесье на шестикрылом коне-араше. И что вовсе непростительно – сумел сделать бессмертным себя самого, свою жену, братьев и сестёр.


Чилоуской пещере, что находится в Очамчирском районе Абхазии, молва приписывает немало диковинного

Он, гордец как ни пытался, не смог разорвать невидимые путы, завязанные узлами мудрости самим богом Анцвой. Стала пещера его вечным домом, где в тоске и унынии пребывает Абскрип поныне, то и дело вступая в контакты с туристами и спелеологами.

Первым предположением о том, что видение Абскрила есть всего лишь продукт влияния энергий патогенной зоны на психику посетителей подземелья, высказал в 1935 году ленинградский психиатр Николай Николаевич Чалый, проведший в одном из самых углублённых гротов две недели.

За время полной изоляции ему довелось «общаться» со старцем, назвавшимся Абскрилом. Общение сопровождалось отделением души от тела, облётами самых потаённых закоулков пещерного комплекса в нетелесном виде, созерцанием иных миров.

Чалый, сравнив пережитый опыт с кратковременным помешательством, резюмировал, что неоднократно переживал нечто подобное, когда служил на флоте и участвовал в комплексной программе по изучению факторов, сопутствующих многомесячной изоляции в отсеках притопленной подводной лодки. Учёный убедился в том, что пустующая пещера и пустующая субмарина выдали аналогичный комплекс ощущений.

Но лодка-то не была аномальной зоной. Вот Чалый и приходит к выводу, что человек, существо общественное, абсолютно не приспособлен для длительного одиночества, которое подтачивает его физическое и душевное здоровье, как ржавчина железо. Более того, он не сомневается в том, что психические недомогания активизируют и даже формируют аномальные зоны. «Если Абскрил когда-то проживал в Чилоуской пещере, то мысли этого богатыря не исчезли без следа. Думаю, во всяком помещении при соответствующем психическом настрое возможно, войдя в соответствующие резонансы, получить образы и мысли прежних обитателей», – читаем в предисловии к брошюре Чалого «Галлюцинации замкнутых пространств». Брошюра, по мнению учёного, – веское алиби в пользу «реальности нереального Абскрила».

ТЕЛЕФОН НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

Задумку Николая Николаевича Чалого – «отмежеваться от окружающих, надолго поселившись под землёй», – горячо поддержали полярники-практики, которым довелось на себе испытать все прелести экстремальных ситуаций. В частности, такую, как вынужденное одиночество (Одноклассники — вход бесплатный) в условиях сурового климата.

В итоге был создан специальный отряд специалистов, постоянно находящийся у одного из входов в Чилоускую пещеру, связанный с Чалым телефонной линией, включённой «на приём постоянно», прослушивающий все звуки в «камере» затворника. С условием, если бы «подземное шевеление» вдруг прекратилось, спуститься, оказать помощь. Кроме прочего, было обговорена инициатива затворника, имеющего право в экстренном случае, болезни например, позвонить наверх. Чалый, несмотря на то, что, по его словам, трижды подвергся непереносимому стрессу, был на грани помешательства, выстоял, телефоном не воспользовался.

Его мужество и стойкость обеспечили «стерильную» чистоту эксперимента, дали возможность перенести на бумагу «зрительное восприятие призрачных галлюциногенных картин». Были, впрочем, ещё навязчивые звуки громкого барабанного боя, до порога болезненности усиленные звуки тикающих часов. Звуки эти устойчиво продолжались даже после того, как наручные часы Чалый перестал заводить, довольно глубоко закопал. Фраза из дневника учёного – лучшая иллюстрация звуковым аномалиям: «Я, поверхностный ценитель музыки, без труда воскрешал в памяти фрагменты любых прежде слышимых симфонических шедевров. Несуществующие оркестры, словно в концертном зале, звучали под сводами пещеры».

ПОЛЬЗА ЛУННОГО СВЕТА

С периодичностью в три-четыре дня, по словам Чалого, на него «обильно проливался очень яркий, похожий на лунный, свет, а над головою распахивалось безграничное звёздное небо». Отдавая отчёт, что это лишь галлюцинации, затворник немедленно начинал чувствовать приближение «кого-то пугающе постороннего». Этим посторонним был Абскрил, по облику точно такой, как описывается в эпосе абхазов. Именно богатырь, освещая чёрный квадратный туннель, по которому передвигался, согнувшись в три погибели, вышел и встал точно напротив Чалого, на расстоянии вытянутой руки.

Учёный пишет, что после того как встретился с колючими пронзительными глазами гиганта и почему-то пересчитал все оспинки на его клиновидном лице, мгновенно отключился. Сознание сделалось ватным, а душа покинула тело «стопроцентно через темя». Чалый, сознавая, что явно не жив, физически мёртв, с этого момента наблюдал происходящее в пещере из-под потолка, плавая дымкой под её каменными сводами. Что же он видел предельно ограниченным, «туннельным зрением, насильственно сфокусированным»? Видел «иллюстрированный эпос, только то, что прочёл до экспедиции и изрядно подзабыл». Кроме того, после того как Абскрил уходил, спившись с чёрным квадратом, начинались тягостные встречи с усопшими.

В общем-то, контакты с призраками типичны для многих, пребывающих в изолированных замкнутых пространствах. Если бы не одна «неожиданность», нашедшая подтверждение после того, как учёный вышел на поверхность. Будучи в пещере, Чалый долго созерцал чёткую картину падения телеги, запряжённой лошадьми, в пропасть с узкой каменистой дороги и гибель члена экспедиции Петра Звонарёва, отчаянно пытавшегося рубить постромки. Тогда затворник, полагая, что привидевшееся – лишь дурной сон, лишь реакция надломленной одиночеством психики, даже не встревожился, ибо подобных устрашающих, окрашенных безысходностью видений было предостаточно. Но всё сбылось, судя по последующим рассказам очевидцев, до мельчайших деталей. «Экспериментальное заточение, – пишет Чалый, – вполне вероятно, открывает некоторую разновидность телепатического зрения. Надо работать над этим вопросом, чтобы применить телепатию для человеческих нужд».

ТЕЛЕПАТИЯ ПО-АБХАЗСКИ

Телепатия – термин, введённый в оборот в 1882 году Фредериком Майерсом, означает прямую связь мозга с мозгом, без участия иных органов чувств. Это поразительное явление повсеместно распространено, особенно во взаимоотношениях между людьми и животными. Случается оно, как правило, в кризисных ситуациях, когда образ находящегося в опасности либо умирающего человека в форме сообщений от него принимается другими людьми.

В книге «Перепись галлюцинаций», опубликованной на восемь лет позже, Майерс уточняет, что явление особенно активно в «пространствах мешка», то есть в любых местностях уединения, отрезанности субъектов от полновесно живущих, деятельных сообществ.

Идеальным местом для поведения телепатических опытов Майерс считал подземелья, на одно из первых мест по эффективности помещая Чилоускую пещеру, исхоженную им вдоль и поперёк. Это обстоятельство, безусловно, было известно Чалому. Потому, отказавшись от крымских катакомб, он предпочёл пещерный комплекс Абхазии. В сущности, учёный, пройдя по следам Майерса, подтвердил, дополнив, его правоту, с той лишь разницей, что, в отличие от зарубежного коллеги, не прибегал к содействию местных колдунов и шаманов. Чалый, однако, полностью соглашается с Майерсом в том, что абхазы, желая «узнать линию судьбы», узнать о том, что было, что будет, неделями «гостят в доме Абскрила». Непосредственно от него получают интересующую информацию, которая повсеместно оказывается достоверной.

Телепатия – термин, введённый в оборот в 1882 году Фредериком Майерсом, означает прямую связь мозга с мозгом, без участия иных органов чувств
Как бы ни относиться к давнему эксперименту группы Николая Николаевича Чалого, стоит прислушаться к его мнению, что странным кажется не существование телепатии, а наше нежелание принять её существование как одного из совершеннейших инструментов мозга и психики.