Театр — это храм. И как каждый храм он наполнен преданиями и мистическими легендами. Актёры знают их множество. И больше всего их связано с постановками на сцене или в кино самого мистического романа XX века «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.


«Кто же откажется от Коровьева?!» — говорил Абдулов, когда коллеги пытались отговорить его. Актёр скончался через два года после того, как киносериал был снят

«После одной истории с постановкой Булгакова я поверила в мистику, — рассказывала заслуженная артистка России Татьяна Малиновская. — Один кутюрье пригласил меня поставить шоу-дефиле. И, в частности, сделать номер специально для его коллекции. Мы приступили к репетициям, и я поняла, что его творчество можно блестяще показать как бал у Сатаны. Взяли роман Булгакова, таинственную музыку Enigma, написали сценарий. Но всё это происходило в Страстную неделю перед Пасхой. Меня предупреждали, что это страшный грех. Но я не верила…

И что вы думаете? Во-первых, в один из дней я начисто забыла, что мне надо играть спектакль. Этого прежде никогда не случалось. Утром в театре я получила строгий выговор. Но это ещё полбеды… В пасхальный день состоялся наш «бал у Сатаны». Всё валилось из рук. Звукорежиссёр проспал, из-за него показ задержали на 1,5 часа. Когда он включил музыку, зазвучали совсем не те треки. Модели всё напутали, выходили не оттуда. Словом, шоу-дефиле провалилось».

Лучшим актёром, сыгравшим роль Сатаны, театралы считают артиста московского театра «На Юго-Западе» Виктора Авилова. Именно благодаря его неподражаемой игре эту постановку на сцене «Мастера и Маргариты» назвали «Евангелием от Воланда». В течение нескольких лет он выходил на сцену театра и потрясал своей игрой зрителя, причём, как это следует из одного его интервью, прекрасно сознавая, что ждёт его впереди: «Существует такое поверье, что за это произведение браться опасно. Я не суеверный, я просто знаю, что те силы, о которых идёт речь в романе Булгакова, существуют… Вот, например, в моей роли есть слова: «Человек собирается распоряжаться собой, другими, и вдруг у него — кхе-кхе — саркома лёгкого!» Мы репетировали, и вдруг звонок из Одессы: «Приезжай на похороны». Мой друг Слава Грицишин умер от саркомы лёгкого — как раз в момент моих репетиций. Вот что это: мистика или случайное совпадение?»

Режиссёр Михаил Ромм категорически заявил, что есть литературные произведения, такие, как «Мастер и Маргарита», по которым фильмы вообще не надо снимать. Но большинство кинорежиссёров стремилось экранизировать ставший модным роман Булгакова. Для этого они шли на любые жертвы и… не добивались успеха — фильм не выходил на экран.

Первым режиссёром стал Элем Климов. В мае 1986 года он был избран председателем творческого Союза кинематографистов. Но режиссёр отказался от престижной должности только для того, чтобы снять фильм «Мастер и Маргарита». Несколько лет он самозабвенно работал над экранизацией романа, однако снять фильм не удалось — не хватило средств.

Следующую попытку сделал Юрий Кара. Он тоже не послушался мудрого Михаила Ромма и снял с огромным трудом свой вариант фильма «Мастер и Маргарита». Казалось, режиссёру сказочно повезло. Дорогостоящий проект в 15 млн долларов согласилась финансировать компания ТАМП. Музыку к кинофильму написал удивительный композитор, произведения которого прямо-таки насквозь были пропитаны мистикой, — Альфред Шнитке. Но съёмки фильма шли тяжело. Режиссёр рассказывал, что его постоянно преследовали некие «высшие силы».

Осенью 1991 года в Судаке выстроили огромные декорации древнего Иерусалима, которые обошлись в колоссальные суммы денег. Но начать съемки не удалось. Постоянно возникали самые невероятные препятствия. Когда же в октябре в Крыму выпал снег, то съёмки пришлось прекратить. Их перенесли в Иерусалим и финальную сцену снимали в районе Мёртвого моря. Неприятности на этом не кончились. Неожиданно в 1995 году фирма ТАМП отказалась выпускать фильм на экраны, ссылаясь на необходимые доработки. Не имеющий копий фильма режиссёр Юрий Кара потребовал судебного разбирательства.

Начался громкий процесс, в июне 1999 года Московский городской суд признал обладателем всех авторских прав на фильм компанию ТАМП. Президент фирмы Владимир Скорый заявил, что фильм ещё не готов и вскоре будет сделан новый монтаж с другим режиссёром. А дальше началась то ли детективная, то ли мистическая история. Готовую картину никто не видел. Продюсеры по весьма туманно изложенным мотивам несколько лет держали единственную плёнку в сейфе. Хранил «драгоценную» ленту начальник службы безопасности ТАМПа Валерий Тарасов. Он надёжно спрятал её ото всех и… внезапно умер.

Один из первых спектаклей по произведению был поставлен Михаилом Левитиным в московском театре «Эрмитаж». Сначала пострадал сам режиссёр. Во время одной из репетиций у него открылась язва желудка. Затем пришла очередь актёра Сергея Горчакова, игравшего Коровьева. Он сломал себе руку. Дальше — больше. Странные вещи начали происходить с реквизитом: предметы постоянно исчезали. В конце концов дирекция театра не выдержала, и постановку решили «заморозить».

Вот что вспоминает Виктор Авилов о гастролях театра: «Мы возили «Мастера и Маргариту» в Берлин, и я его там не сыграл, потому что дважды умер. Это случилось за 40 минут до спектакля. У меня было две клинические смерти, кровь шла фонтаном. Меня вытаскивали с того света, сердце два раза запускали. Так что мне хочется верить, что я за это уже заплатил». Заплатил В.Авилов действительно дорого. Во время игры он всегда держал под рубашкой на груди два золотых нательных крестика и медальон ангела-хранителя. Тем не менее 21 августа 2004 года актёр на 52-м году жизни умер от рака. Сам В.Авилов считал, что смертельная болезнь сразила его после роли Воланда.

Несладко пришлось и режиссёру Московского театра «На Юго-Западе» Валерию Беляковичу, заменившего В.Авилова. Валерий (по совместительству худрук нижегородского театра «Комедiя») вернулся на сцену после тяжёлой болезни. Вот что рассказывает он об актёрах, играющих в спектаклях «Мастер и Маргарита» роль Воланда: «Известный латвийский артист Ивар Калныньш испугался и отказался от роли Сатаны. Замечательный актёр, народный артист Украины Валерий Ивакин через месяц после вступления в роль умер от инсульта. Как я слышал, и у Георгия Демурова, художественного руководителя нижегородского драмтеатра, который играл Воланда в постановке Романа Виктюка, тоже были проблемы с сердцем. Да я и сам пострадал».

«Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!» — об этом рассуждении Воланда из «Мастера и Маргариты» вспоминаешь, когда читаешь списки артистов, рискнувших играть М.Булгакова.

«Мы возили «Мастера и Маргариту» в Берлин, и я его там не сыграл, потому что дважды умер. Это случилось за 40 минут до спектакля. У меня было две клинические смерти, кровь шла фонтаном. Меня вытаскивали с того света, сердце два раза запускали…»
Во время съёмок последней экранизации романа Владимиром Бортко тоже не обошлось без неприятностей. Александр Калягин, который должен был играть Берлиоза, пережил два инфаркта и вынужден был отказаться от роли. Замечательный актёр Алексей Локтев, прославившийся в роли молодого писателя Володи Ермакова в фильме «Я шагаю по Москве», разбился в автокатастрофе, когда спешил на просмотр спектакля «Мастер и Маргарита». Юрий Кара не только не смог снять фильм «Мастер и Маргарита». Его опыт руководителя не спас от преждевременной смерти несколько человек, имевших отношение к кинокартине. Умерли: оператор Евгений Гребнев, художник Борис Кузовкин, композитор Альфред Шнитке, актёры Роман Ткачук и Михаил Данилов.

Последней жертвой мистического произведения М.Булгакова стал Александр Абдулов. В «Мастере и Маргарите» он играл роль Коровьева. По мнению экспертов, болезнь — саркома лёгкого, о которой говорит Воланд в первой главе романа, постигла актёра уже во время съёмок сериала. Но отказаться от роли он не захотел: «Кто же откажется от Коровьева?!» — говорил Абдулов, когда коллеги пытались отговорить его. Актёр скончался через два года после того, как киносериал был снят, и был похоронен на Ваганьковском кладбище.