В 1935 году двадцатилетний индус из провинции Кашмир Куда Букс поразил и озадачил британских учёных тем, что сколь угодно долго мог неспешно прохаживаться по жаровне, горючая смесь в которой поддерживалась в пределах 1400-1500 градусов.


Являясь братом огненной стихии, можно договориться с огнём, чтобы тот не жёг

Усмотревшие подвох, лондонские физики, приехавшие для участия в эксперименте, решились приблизить ноги к огню, уверенные в том; что на жаровне пылает разновидность безопасной эмульсии, недостаточно горячей, чтобы повредить кожные покровы.

Ожоги вынудили скептиков поверить в то, во что не позволял верить здравый смысл. После последней, длившейся 30 минут прогулки по пылающей адской смеси, составленной из коксующегося угля, дубовой щепы, глицерина и белого фосфора, ступни ног индуса тщательно осмотрели. Кожа оказалась вполне обычной, лишь слегка розовой. К сожалению, ничего нового, дополняющего выводы коллег почти восьмидесятилетней давности, выявить не удалось. Разве что психиатры предложили любопытную гипотезу, основанную на уверениях индуса, будто, являясь братом огненной стихии, знает, как договориться с огнём, чтобы тот не жёг.

Кстати, индус не считал себя приверженцем практики нестинарства — хождения по огню, мотивируя это тем, что ни один из числа нестинарцев не сможет погрузить ноги в жидкий металл, долго держать их там, словно в ведре холодной воды, извлечь невредимыми.

В поле зрения английских учёных Куда Букс попал благодаря совершенно фантастическим обстоятельствам, названным репортёрами бегством из ада. Определение, безусловно, соответствовало действительности, потому что молодой индус-эмигрант, подвизавшийся в Лондоне грузчиком, был уличён в краже небольшой суммы денег у консьержки общежития, в котором проживал. Церемониться с ним, отрицавшим причастность, не стали, определив наказание сроком до двух лет принудительных работ в котельной. Котельная, потреблявшая в качестве топлива мазут, требовала знаний обращения с аппаратами высокого давления.

ВЛАСТИТЕЛЬ ОГНЯ

Знаний таких у Букса, понятно, не было. Была смекалка, позволившая быстро освоить новую профессию и под присмотром опытного оператора следить за показаниями измерительных приборов, регулировать подачу топлива в форсунки, воды в котлы, стравливать избыточный пар.

Своим принудительным трудоустройством Букс был очень даже доволен ещё и потому, что кроме хорошей еды, тёплой комнатушки с постелью, за примерное поведение и трудовую добросовестность, ежемесячно отпускали в город в кино.

Наставник индуса, механик Стифсон, большой любитель выпить, частенько посылал его в ближайший магазинчик за спиртным и харчами, премируя сладостями, покупаемыми там же. Эта трудовая повинность привела к тому, что индусу позволили остаться после отбытия наказания рядом с полюбившимися котлами и стариной Стифсоном.

К слову, уже после экспериментов в Каршалтоне Букс вернулся в свою котельную, заняв место трагически погибшего Стифсона, имея в подчинении троих рабочих, вплоть до выхода на пенсию в 1948 году. Разумеется, такое положение вещей устраивало учёных. Уникум всегда был под рукой. Всегда добросовестно участвовал в опытах, достигших пика «сверхчеловеческих» возможностей в начале пятидесятых.

Обратимся к дословному свидетельству индуса, к фрагменту стенографического отчёта, заверенному доктором психологии Рэмом Кэшем: «Я вернулся в котельную спустя двадцать минут после того, как вышел за ограду. Старик Стифсон то ли спал, то ли умер, не знаю точно, потому что внимание переключилось на котёл № 2, рядом с которым образовалась лужа мазута и стрелки манометров которого зашкаливали. Что-то предпринять я не успел. Мои глаза отреагировали на то, на что в обычных обстоятельствах реагировать не могли. Я отчётливо увидел, как котёл, раздуваясь, вибрирует, как из трещин хлещет пар, способный сварить заживо. Раздался взрыв. Пар смешался с пылающим мазутом. Не помню, как очутился на воздухе. Очевидцы говорят, что я тогда был пылающим факелом.

Тогда Букс, несмотря на ожоги, пожизненно оставившие на теле рубцы, выжил, шесть месяцев проведя в госпитале. Рэм Кэш не ошибается, когда пишет, что пылающая котельная, будучи натуральным крематорием, любого другого превратила бы в пепел. Любого. Да, но не Букса. Почему?

ОСОБЫЙ МОЗГ

Когда врачи боролись за жизнь Букса, находясь в бреду, он повторял: «Огонь внял моим мольбам». Повторял эту фразу индус безостановочно, на родном языке. Отыскался старший брат уникума — рабочий пуговичной фабрики. Он уверял, что в их племени «с огнём умеют разговаривать и договариваться». Конкретизировать это странное заявление он не стал, сославшись на то, что «боги его племени огнепоклонников отлучат от веры, лишат разума».

Кэш, уже взявший опеку над удивительным пациентом, осведомился, а не могут ли случаем братья Букс ходить по огню. «Это для нас самое простое и не самое главное», — прозвучал ответ. Когда Кэш спросил, что же главное, Букс-старший ответил, что Букс-младший по сравнению с ним гораздо крепче в вере, и он спросит у богов. Если боги позволят, то удовлетворит любопытство белого доктора.

Когда Букс выздоровел и вернулся к паровым котлам, которые обожал, любознательность белого доктора была удовлетворена с лихвой. Интересно, что по прошествии лет оба брата умерли в один день.

Ответы на вопросы: каким образом человеческую плоть можно сделать более «тугоплавкой», чем сталь, как можно, приняв душ из горящего мазута, уцелеть, отделавшись ожогами, легко получить, прочитав книги Кэша — их всего 12! Даже пересказ сенсационных откровений Букса, наблюдений и выводов доктора вылился бы в толстенную брошюру. Мы ограничимся цитатой из биографического очерка о тандеме Букс-Кэш западногерманского нейрофизиолога Вальтера Кригера. Вывод Кригера, знатока древних магических практик, на первый взгляд можно счесть антинаучным.

Он уверял, что в их племени «с огнём умеют разговаривать и договариваться»
Кригер пишет, что иммунитет к наркотикам и ядам, являясь главным элементом культа, развился настолько сильно, что, перекроив мозг, нервную систему, создал местный иллюзорный племенной мир. В результате племя Букса причисляло мир посторонних, пришлых людей к искусственному, к ненастоящему, к видимости. Иллюзорный выдуманный мир братской огненной стихии, жрецы которого развлекались тем, что глотали расплавленное олово, возлежа на тлеющих древесных углях, почитался, как мир единственно праведный, правильный. И Кэш в конце концов, под обаянием странной дружбы с Буксом, принял веру индийского племени, «познав языковые тонкости, эзотерическую философию огненной стихии».

Вопреки тому, что Рэм Кэш завещал после кончины собственное тело и тело друга вернуть огненной стихии, желание было удовлетворено только частично. Сожжению подвергли всё, кроме мозга. Вальтер Кригер оставил его на изучение потомкам, и вполне возможно, загадка Букса когда-нибудь будет разгадана.