Экзорцизмом называют обряд изгнания демонов, якобы вселившихся в человека. Этот обряд весьма древний и разнообразный. О нём упоминается ещё в библии, где повествуется, как Давид игрой на лире изгнал демона, вселившегося в царя Саула. Не раз доводилось изгонять из людей бесов Иисусу Христу и его ученикам.
Экзорцизмом называют обряд изгнания демонов, якобы вселившихся в человека
В Средневековой Европе происходили настоящие эпидемии одержимости. Например, в 1631 году одна такая эпидемия разразилась в небольшом французском городке Лудене. Вспыхнув в тамошнем монастыре урсулинок, она перекинулась на горожан, а потом распространилась по окрестностям, захватив и соседний город Шинон.
Уважаемые жёны и матери начали признаваться на исповеди, что под влиянием демонов посещают шабаш и целуют дьявола в зад, по ночам совокупляются с инкубами, а днём посредством злых чар лишают добродетельных молодых людей мужской силы, чтобы испортить им первую брачную ночь.
С демонами, заставлявшими добропорядочных женщин биться в конвульсиях, извиваться змеями, грязно ругаться и отвергать Бога, отчаянно сражались несколько монахов-экзорцистов, призванных для этой благородной миссии в Луден с разных концов Франции. Экзорцисты бились с демонами и словом божьим, и поркой одержимых, и даже топтали их, чтобы изгнать бесов.
Однако тёмные силы оказались сильнее их. Один из экзорцистов, отец Лактанс, выбил распятие из руки священника, пришедшего причастить его, и сразу после этого скончался. Его коллеги объявили, что Лактанса убил Сатана.
Другой экзорцист, отец Транкиль, сам попал под власть нечистой силы. Он катался по полу, бранился, высовывал язык, шипел, лаял, ржал. Очевидцы писали: «Он исторгал из себя столь зловонную субстанцию, что комната насквозь пропиталась смрадом». Когда умирающего экзорциста стали причащать перед уходом в мир иной, демоны из Транквиля перескочили в другого монаха, стоявшего на коленях подле кровати. Одержимый впал в такое неистовство, что полдюжины капуцинов едва могли его удерживать, когда тот порывался пинать ногами агонизирующего отца Транкиля.
Самого благочестивого из экзорцистов, монаха-иезуита Жан-Жозефа Сурена демоны довели до того, что он выбросился из окна.
ОПАСНОЕ ЗАНЯТИЕ
В общем, занятие экзорцизмом оказалось не только чрезвычайно сложным, но и опасным. Однако не везде. То ли демоны в Европе были более зловредными, чем на Руси, то ли русские экзорцисты круче западных. Известно, что Святой Иоанн Кронштадтский выгонял бесов без особых изысков. Он просто грозно говорил им: «Изыди!» – и те покорно покидали человеческую оболочку.
Борьба с одержимостью продолжилась и в более поздние времена. Известность получила история с изгнанием дьявола в миссионерской школе Мариан-хилл-Оудер в Узминте в ЮАР из 16-летней девушки по имени Клара Германа Целее в 1906 году. Ритуал экзорцизма закончился внезапной левитацией Клары, которая на глазах не менее 170 свидетелей в церкви вознеслась в воздух. Несколько человек, схватив её за ноги, попытались опустить вниз, но у них ничего не получилось. И всё же священникам – отцу Эрасмусу и отцу Мансуэт – удалось одолеть дьявола. Его исход из тела девушки ознаменовался страшным зловонием и громким звуком, похожим на удар колокола, от которого затряслись оконные рамы.
Поскольку борьба с нечистой силой носит жестокий характер, экзорцисты не церемонятся в выборе средств. Например, им рекомендуется всячески поносить демона, засевшего в человеческой оболочке, называть его свиньёй, шелудивым паршивым псом, раздутой жабой или обращаться к Богу с просьбой, чтобы он вогнал ему молотком гвоздь в череп. Весьма эффективным средством считается порка одержимых. В последнее время в разных странах всё чаще прибегают к изгнанию злых духов водой, что очень напоминает средневековую пытку водой, и к изгнанию бесов разрядами электрического тока, что тоже напоминает уже современные виды пыток.
Однако следует признать, что демоны, благодаря численному превосходству и мобильности, пока берут верх над экзорцистами. В подтверждение этого можно привести такой пример. По оценкам специалистов, в Италии официально действуют около 300 экзорцистов. Однако они не в силах уберечь от нечистой силы даже святую святых католической церкви – Ватикан.
Главный борец с демонами, священник Габриэле Аморт, экзорцист Римской епархии и основатель Международной ассоциации экзорцистов, объясняет происками дьявола большинство скандальных неприглядных историй последнего времени, в которых оказались замешаны отцы римской церкви. Большинство этих историй были связаны с проявлениями любви сановных священнослужителей к мальчикам.
Одержимостью объяснил Габриэле Аморт и мотивы действий капрала швейцарской гвардии Седрика Торнея, когда он в 1998 году расстрелял начальника швейцарской стражи Ватикана, полковника Алоиса Эстермана и его супругу. Поскольку Торней после совершения преступления покончил с собой, то мотивы его преступления остались непонятны. Тем более что впереди у него маячило довольно радужное будущее с приличной пенсией. Но если представить, что Седрик действительно был одержим, то в преступлении появляется некий мистический смысл. Он убил не просто своего командира, а человека, который в 1981 году заслонил своим телом понтифика от пуль турецкого террориста Мехмета Али Агджи.
УЧАСТКОВЫЙ ПРОТИВ БЕСОВ
В России тоже случаются скандалы в церковных кругах, только никто не объясняет их одержимостью. У России действительно собственный путь. Важную роль даже в обрядах экзорцизма играют представители власти. Примером тому следующая история.
В 1925 году крестьянин Храпов из села Тепловка Сердобского уезда обратился к участковому Скобелеву с необычной просьбой. Он хотел, чтобы участковый своей властью заставил его соседа Мишина провести обряд экзорцизма.
Всё началось с того, что как-то Храпов с Мишиным серьёзно разругались. А вскоре после этого у Храпова тяжело заболели жена и корова. Поскольку у Мишина дед был колдун, то у сельчан не возникло сомнений, что этот дед передал свои секреты внуку, а тот навёл порчу на соседскую бабу и корову. Храпов понял, что делать нечего – с нечистой силой он сладить не сможет. Он взял бутыль самогона и пошёл к Мишину мириться. От самогона тот отказываться не стал, а вот изгнать бесов из женщины и коровы наотрез отказался, да ещё и посмеялся над суевериями Храпова.
Не зная, что ещё можно сделать, Храпов, как в последнюю инстанцию, отправился в милицию. Участковый Скобелев внял беде бедолаги Храпова. Но сначала решил всё проверить и отправился к нему домой. Действительно в доме крестьянина металась в горячечном бреду жена, а в хлеву жалобно мычала корова.
Скобелев созвал сельчан и прилюдно приказал Мишину снять порчу. Тот поворчал, но противиться представителю власти не посмел, а потому, обращаясь к Храпову, произнёс: «Я тебе прощаю и беру бесов обратно!» Осуществление обряда экзорцизма и фраза Мишина были официально запротоколированы участковым. И надо же такому случиться, что ещё до конца дня самочувствие жены и коровы Храпова заметно улучшилось.
ЭКЗОРЦИСТЫ-АФЕРИСТЫ
Вот только грустно, что в последние годы в России то и дело появляются сообщения о людях, погибших в результате обрядов экзорцизма. В этой связи шарлатаны от экзорцизма выглядят даже менее опасными, чем профессиональные борцы с нечистой силой. Те хотя бы наносят урон кошельку, а не здоровью. В России уличным шарлатанским экзорцизмом промышляют цыганки. Но куда более изобретательные аферисты оказались в Стране восходящего солнца.
22 января 2003 года в Японии была задержана группа аферистов-экзорцистов. Руководил этой шайкой мошенников 55-летний житель Камакуры Сюнъити Миядзаки.
Обман людей Миядзаки и его подручные, большинство из которых были женщины, поставили на поток. Они обряжались в теннисные костюмы, брали в руки теннисные ракетки или футляры от скрипки, поскольку считали, что в таком виде будут сильнее вызывать доверие своих жертв. А потом останавливали прохожих у токийских станций Йокогама, Кавасаки и Симбаси и начинали их обработку.
Аферисты сообщали прохожим различные страшилки. Например, говорили: «По вашей спине крадётся дух мёртвой женщины, который набрасывает путы вам на шею», или: «Дух мертвеца с расставленными ногами цепляется за вашу талию». Если люди после таких известий впадали в панику, Миядзаки с сотоварищами предлагал свои услуги для исполнения обряда экзорцизма.
Святой Иоанн Кронштадтский выгонял бесов без особых изысков. Он просто грозно говорил им: «Изыди!» – и те покорно покидали человеческую оболочку
Тех, кто соглашался, привозили к себе в «Дом молитвы», расположенный в горах недалеко от станции Китакамакура в префектуре Канагава, где проводили их дальнейшую обработку. Под звуки буддийских сутр Миядзаки при помощи кристаллического шара отлеплял духи мертвецов от шеи или талии живых людей. Обряд экзорцизма обходился одержимым японцам и японкам в приличную сумму от 30 тыс. до 1 млн иен. Однако, как говорится, за деньги в рай не въедешь. Поэтому во имя спасения своей души людям никаких денег не жалко.