Вулкан,Экология

Белые следы, которые оставляют самолёты, совсем не безобидны, поскольку способствуют развитию глобального потепления больше чем парниковые газы от работы двигателей авиалайнеров.

Следы, которые оставляют самолёты, совсем не безобидны

Конденсационный след практически ничем не отличается от перистых облаков, которые удерживают тепло, нагревая планету. Но сколько тепла хранит инверсионный след? Так, Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата оценила радиационное воздействие следов конденсации в 10 мВт/м2 (а углекислого газа от авиационных двигателей за весь период существования авиации –28 мВт/м2).

Но эта оценка касается лишь свежих, видимых инверсионных следов, существующих всего несколько часов. А потом они расходятся и не отличаются от обычных перистых облаков, но способны удерживать тепло еще много часов. «Изучена всего небольшая часть проблемы», отметила один из соавторов нового исследования Ульрике Буркхард (Институт атмосферной физики, ФРГ).

Используя спутниковые наблюдения, г-жа Буркхардт совместно с Берндом Керхером смоделировали на компьютере развитие подобных образований и наложили на глобальную климатическую модель. Оказалось, что инверсионные следы в виде перистых облаков укрывают 0,6% поверхности планеты, вдевятеро больше площади, занимающей линейными следами. И в итоге по самой скромной оценке получилось 31 мВт/м2, то есть больше за весь произведённый углекислый газ!

«Но, это не говорит ничего о том, что произойдет завтра», – прокомментировал Девид Ли (Манчестерский университет, Великобритания). Конденсационный след в атмосфере существует сутки, а двуокись углерода – сотни лет. Так, когда были приостановлены полеты через извержение исландского вулкана, инверсионные следы отсутствовали, а углекислый газ по прежнему нагревал планету.

Однако, если уменьшение конденсационных следов приведет к немедленному эффекту, то уменьшение выбросов углекислоты почувствуется лишь спустя несколько лет, отмечает Роберт Ноланд (Университет Ратджерса, США). Этого можно добиться в случае перехода самолётов на низкие высоты и ограничения полетов в насыщенных влагой областях. Но такие меры не очень продуктивны, поскольку снижают эффективность авиарейсов, что потребует увеличения полётов и, следовательно, выбросу CO2.