«Как вырастить гения?» — на этот вопрос Google выдает 330 тысяч ссылок. Открывай любую и следуй инструкциям: методик, обещающих превратить вашего ребенка в вундеркинда, видимо-невидимо. Еще можно отдать малыша в какой-нибудь детский центр: сейчас такой развивающий очаг культуры есть чуть ли не в каждом дворе, и он готов в любом грудничке обнаружить скрытые таланты. Раннее развитие — это сейчас модно. Но действительно ли любого ребенка можно превратить в гения?
Японцы просто советуют будущим родителям есть больше рыбы: фосфор, содержащийся в ней, благотворно скажется на умственном потенциале ребенка
Что и говорить, современные родители буквально свихнулись на раннем развитии детей. Но это не их вина: просто они не устояли перед шквалом воспитательных систем, обрушившихся на них со всех сторон света. Из Америки до нас дошла система Гленна Домана, итальянцы произвели бомбардировку программой Марии Монтессори, японцы поделились откровениями Масару Ибуки. Эти программы — абсолютно разные, но все без исключения базируются на одном единственном факте, правда, научно обоснованном. Ученые выяснили, что мозг человека растет и развивается только в раннем детстве. Причем особенно активно — до трех лет. Именно в эту пору в мозгу формируется 70-80% связей-«мостиков» между клетками, которые в будущем и обеспечивают развитие человека. Проще говоря, закладывается своеобразный фундамент будущего дома: чем основательнее он будет, тем прочнее и крепче окажется сам дом. И потому наиболее активное строительство надо вести до пяти — максимум до шести лет: потом мозговая активность идет на спад, ослабевают связи между нейронами и восприимчивость катастрофически падает. Так что надо торопиться. К сожалению, именно это «надо торопиться» и слышат большинство родителей! И вот уже под бдительным оком своих пап и мам малыши начинают беспрерывно развиваться: читают в два года, в три играют в шахматы, в четыре начинают говорить по-английски, в пять вычисляют дроби… Но все ли в результате становятся гениями? Отнюдь. А почему? Практика показывает: чтобы вырастить гения, этому нужно посвятить всю жизнь, как это сделал Ласло Полгар.
ШАХМАТНЫЕ КОРОЛЕВЫ
Сестры Полгар — Жужа, София и Юдит — стали настоящей сенсацией в шахматном мире. Но их достижения — это достижения их родителей, и в первую очередь отца, Ласло Полгара.
В середине 1960-х гг. венгерский педагог и психолог задумался над тем же вопросом, над которым и сегодня раздумывают родители. Но поскольку он был ученым, начал с того, что изучил биографии великих людей. И пришел к очень простому выводу: секрет успеха труд, труд и еще раз труд. И коль скоро так, то гением может стать каждый. Однако 100%-й результат можно получить только под руководством опытного педагога. Чтобы проверить свою теорию, Ласло пошел на беспрецедентные меры. Он дал объявление в газету (дать бесплатное объявление), в котором прямо заявил: «Ищу жену, которая бы родила детей для участия в эксперименте». И такая женщина нашлась!
В 1969 году в семье появился первый ребенок — Жужа. Ласло был полон решимости вырастить из девочки математика, но трехлетнему ребенку на глаза случайно попались отцовские шахматы. Игра очень ее заинтересовала. Этот интерес, подогреваемый родителями, решил судьбу Жужи, а потом и ее сестер. Шахматы оказались идеальным полигоном для проверки отцовской теории. Но они потребовали колоссальной отдачи. День сестер Полгар строился так. Подъем — в шесть утра, пробежка — в любое время года. А потом — учеба, учеба и еще раз учеба. Как минимум четыре часа были отданы шахматам (ведь именно они были выбраны как специальность), еще три часа — иностранным языкам. Сначала девочки учили эсперанто, на который потом «ложились» английский, русский, немецкий, французский и т. д. В итоге на изучение языков уходило еще три часа. Час был отведен под родной венгерский язык и естествознание, еще один — под психологию и педагогику и, наконец, еще час — под физкультуру. Итого — 10 часов занятий ежедневно! Правда, каждые двадцать минут девочки прерывались, чтобы послушать анекдот: смех также в обязательном порядке входил в программу «взращивания» гениев.
Разумеется, совмещать такой график с учебой в обычной школе оказалось невозможно, и родители, угробив несколько лет на бодания со всевозможными образовательными департаментами и инстанциями, добились права обучать дочерей на дому. Это — отдельный подвиг Ласло Полгара, которому пришлось даже сопротивляться полиции, явившейся как-то в его дом, чтобы спасти детей от сумасшедшего отца. Ему и его жене много чего довелось услышать в свой адрес: и что он держит дочерей в заточении, будто в тюрьме, и что он превратил их жизнь в ад, и что он наживается на собственных детях… Доля правды в этих словах есть: Жужа начала зарабатывать деньги в 10 лет, когда впервые выступила на взрослом чемпионате Венгрии и стала шестой. Гонорары юной шахматистки росли год от года, и это позволило обоим родителям уйти с работы, чтобы полностью посвятить себя воспитанию дочерей. Все они добились исключительных успехов: стали настоящими шахматными королевами, обыграв признанных шахматных королей-мужчин. Они брали одну высоту за другой, не переставая восхвалять своего отца. Но вот парадокс: все сестры, едва им исполнилось по 20 лет, вышли замуж и предпочли дальнейшему развитию и самосовершенствованию материнство! Причем своих детей они не стали воспитывать по системе Ласло Полгара, ставшей знаменитой во всем мире. А сам дед не сильно рвался пестовать внуков. В интервью журналу «Огонек» Жужа так и сказала: «Отец посвятил нам всю жизнь. Это потребовало от него неимоверных усилий, и на внуков его уже просто не хватит. Что касается нас, то мы стараемся, конечно, дать своим детям все возможное, но вырастут ли из них чемпионы — не берусь сказать».
Как видите, секрет успеха известен. И он сродни подвигу. Вы готовы? Это хорошо. Однако имейте в виду: даже подвиг не гарантирует результата.
ДЕТКИ В КЛЕТКЕ
В нашей стране пионером раннего развития стала семья Никитиных. К учителю труда Борису Павловичу, библиотекарю Лене Алексеевне и их семерым детям ехали со всего Советского Союза: журналисты — за репортажем, обыкновенные родители — за передовым опытом. И те и другие восхищенно смотрели, как дети Никитиных самозабвенно подтягивались на турнике, отжимались и босыми ногами ходили по снегу. Это ли не чудо? Годовалые сами одеваются, двухлетние убирают за собой и братьями и сестрами, а пятилетние прямиком отправляются в школу! Один из детей — Антон — из второго класса перешел в восьмой. А семилетняя Аня поступила сразу во второй класс, из которого перескочила в четвертый.
Главным для Бориса Павловича, изъездившего с педагогическими лекциями весь Союз, было развить интеллектуальный и творческий потенциал детей. Плюс закаливание, плюс физкультура, плюс железная дисциплина. Школу же Никитин-старший считал неким тормозом, отупляющим ребенка. И был уверен, что чем быстрее ребенок проскочит эту ступень, тем лучше. Но в итоге у всех его детей в школе возникли огромные проблемы как с учителями, так и со сверстниками: будучи самыми младшими в классе, они становились изгоями… Школа превратилась в каторгу, а блестящие первоклассники — в двоечников и троечников. Ни один из «великолепной семерки» не стал ни медалистом, ни выдающимся спортсменом. Будучи в центре внимания с пеленок, дети Никитиных, тем не менее, тяжело находили общий язык с другими людьми. А собственный дом стал одновременно и крепостью, и тюрьмой. По воспоминаниям Никитиных-детей, чаще всего они чувствовали себя так, будто живут в зоопарке. Сегодня все они давно взрослые люди, сами отцы и матери. И все как один не торопятся развивать своих отпрысков по отцовской системе. И самое главное — их собственные сыновья и дочери отправляются в школу в первый класс, как и все обычные дети, в семь лет и никто из них не скачет из класса в класс. У Никитиных-детей другие приоритеты: «Полноценное общение со сверстниками, пусть даже в ущерб интеллектуальному развитию, более важно», — убеждена Анна Никитина.
Так что этот эксперимент провалился. Хотя подвиг — и детский, и родительский — тоже имел место быть.
40 + 27 = ГЕНИЙ В ПЕЛЕНКАХ
Из чего складывается гениальность? Ученые по сей день не знают ответа на этот вопрос. Одни исследователи убеждены, что на 70-80% этот вопрос решает наследственность, другие — такие, как американский психолог Э. Эриксон, — утверждают, что вундеркинды — это миф: все равны перед природой, нужно только хорошо работать. В конце концов, лишь 10% мозга отвечает за умственную деятельность, а остальные 90% — за двигательные функции. В последние годы к поискам гениальности подключились и генетики. Но обнаружить ген гениальности пока не удалось. Более того: сегодня ученые склоняются к тому, что какого-то одного единственного гена таланта не существует, но есть некая комбинация генов, в результате которой на свет появляются Моцарты и Биллы Гейтсы. Но наука не сдается. Биологи из Принстонского университета обнаружили: чтобы облегчить процессы запоминания и обучения, достаточно увеличить в организме выработку белка NR2B. Японцы просто советуют будущим родителям есть больше рыбы: фосфор, содержащийся в ней, благотворно скажется на умственном потенциале ребенка. А немцы рекомендуют основательно поупражняться в вычислениях, прежде чем вступить в брак: по их мнению, возраст матери должен равняться половине возраста отца плюс 7 лет. То есть если вам 27, то вашему избраннику должно быть 40 — не больше и не меньше.
СНИЗИТЬ ПЛАНКУ
Выходит, прощай, мечта? И да, и нет. Если опустить планку, не замахиваться на «вечность» и «память в веках», то можно попытаться вырастить просто умного ребенка, который с легкостью найдет свое место в жизни и реализует возможности по максимуму. Ведь по большому счету именно это подразумевают родители под «гениальностью». И если ваша цель такова, то задуматься о воспитании наследника надо еще до рождения малыша. С точки зрения эзотерики формирование личности начинается с мыслей о ней. Так что еще перед зачатием как можно чаще представляйте своего будущего отпрыска умным, сильным, здоровым и счастливым. Гоните прочь страхи и тревоги: вы должны быть уверены в успехе. Кроме того, потрудитесь рассчитать время зачатия: статистика показывает, что самые выдающиеся умы рождаются в январе, феврале и марте. А самые скудные на гениальность месяцы — это июнь, июль и август. Еще один факт, который стоит взять на заметку: чем старше родители, тем выше интеллект у их детей. С этой точки зрения идеальный женский возраст для деторождения — 29 лет, мужской — 36. Вообще отцов-производителей стоит искать среди сильного пола в самом расцвете сил — в возрасте от 30 до 42 лет: активность сперматозоидов об эту пору снижается по сравнению с молодыми годами и потому «в яблочко» попадают только «проверенные бойцы», оставляя за бортом слабых и дефективных товарищей.
Сестры Полгар с раннего детства по 10 часов в день посвящали учебе
Хотите — верьте, хотите — нет, но чем больше в семье детей, тем ниже уровень интеллекта у каждого из них. Срабатывает механизм усреднения: ведь известно, что в больших группах способности каждого не усиливаются, а нивелируются. По-настоящему умные дети, как правило, появляются в семьях, где не больше трех отпрысков, причем старшие обычно умнее младших. Согласно теории «усталости матки», разница в возрасте между детьми должна быть не меньше 5-6 лет: женский организм должен как следует отдохнуть и восстановиться, иначе ему просто нечего будет дать ребенку.
А вот такой член семьи, как бабушка, в воспитании одаренного ребенка просто необходим! Те несчастные, у которых нет бабушек, показывают худшие результаты, нежели обласканные внуки и внучки. И дело тут вовсе не в житейской мудрости, которой бабуля с удовольствием делится с подрастающим поколением, а в эмоциональной отдаче. Бабушки обычно балуют своих внуков и тем самым дают им возможность самовыражаться, что повышает у детей самооценку. И в конечном итоге у детей растет мотивация для того, чтобы заниматься рисованием, пением, играть в шахматы, решать геометрические задачи — одним словом, добиваться успеха. А ведь именно мотивация является ключом к достижению поставленной цели. Талантливый ребенок — это в первую очередь заинтересованный ребенок. И это основное правило воспитания умников и умниц. Второе правило гласит: чтобы добиться успеха, ребенок должен уметь ставить перед собой цели и достигать их. И вы, как родитель, должны быть готовы пройти с ним этот путь до конца. Дорисовать, долепить, дорешать, доучиться и т. д. и т. п. То есть мало запихать отпрыска в драмкружок, кружок по фото: готовьтесь вместе с ним разучивать пьесы и учиться выставлять объектив, а иначе — никак. Только под руку с опытным наставником ребенок сможет пройти путь от подающего надежды малыша до одаренного взрослого человека. Одним словом, хотите умного ребенка — готовьтесь проявлять чудеса терпения, будьте последовательны и никуда не торопитесь: согласно последним исследованиям, мозг человека может расти и развиваться всю жизнь. Как говорится, талант, как насморк, — когда-нибудь, да чихнет!