Контакт,Человек

Оказывается, что область мозга, отвечающая за социальную мотивацию, проявляет более сильную активность, при общении человека с людьми, равными с ним по социально-экономическому положению. В случае «межклассового общения» головной мозг не любит выкладываться.

Ученые изучали, каким образом наш мозг реагирует на информацию о социально-экономическом положении другого человека

Нашему мозгу больше нравится общение с равными по статусу людьми. К такому выводу пришли американские ученые из национального института психического здоровья, поместившие результаты исследований по этому вопросу в журнале Current Biology.

Ученые изучали, каким образом наш мозг реагирует на информацию о социально-экономическом положении другого человека. Исследования проводились с помощью любимого инструмента современных нейрофизиологов – аппарата для МРТ. В них приняло участие 23 человека, которым вначале было предложено определить свой собственный статус при помощи 10-бальной шкалы. Оценка проводилась по трем основным параметрам: образованию, карьере и доходу.

На следующем этапе одного из подопытных помещали в аппарат для функциональной МРТ и демонстрировали ему два фотоснимка других участников эксперимента, комментируя при этом социальный статус изображенных. Информация об этих людях была получена в ходе предварительного опроса, т.е. реально соответствовала их действительному положению в обществе, однако испытуемые не знали друг друга лично.

После этого исследователи начинали задавать вопросы о людях, изображенных на фотографиях. Вопросы звучали приблизительно так: «Кого из них многократно увольняли с работы?», «Кто из них входит в объединение элитарных вузов США (Лига плюща)?» и т.д.

Как и предполагалось, во время ответов, происходило повышение активности вентрального стриатума, области полосатого тела, ответственной за социальную мотивацию и систему подкрепления. Наибольшее возбуждение указанной зоны происходило во время обсуждения фотографии человека, одного социального статуса с испытуемым.

Ученые на практике получили научное подтверждение известной пословицы, гласящей о том, что «сытый голодного не понимает». Получается, что проще наладить социальный контакт с человеком своего круга. По отношению с остальными наш мозг предпочитает особо не стараться и не напрягать стриатум. Человеческий мозг определяет оценку социального статуса визави, на основании которой и формируется в дальнейшем наше поведение.

На более раннем этапе исследований, проводившихся на приматах, ученые фокусировали свое внимание на реакции обезьян на социальный статус внутри группы сородича, изображенного на фотографии и хорошо им известного. Описанный выше эксперимент над людьми является более чистым в научном смысле, так как испытуемые не были ранее знакомы друг с другом и получали всю информацию от ученых.

По мнению исследователей, для окончательных выводов по социально-поведенческим особенностям человеческого мозга необходима более обширная статистика, охватывающая разные социальные и возрастные группы людей.