Человек
Сумеет ли визуально отличить шар от куба слепой от рождения человек, успешно делающий это на ощупь, в том случае, если он вдруг прозреет? Поймет ли он, что есть шар, а что куб? 323 года тому назад этот вопрос был задан ирландским политиком и философом Уильямом Молино во время переписки с великим английским философом Джоном Локком.
«Вопрос Молино» по сей день не утратил актуальности
Так называемый «Вопрос Молино» для философов тех времен был неразрешим. Эмпирики утверждали, что в смысле восприятия люди рождаются «чистой доской», то есть вся имеющаяся информация накапливается на протяжении жизни, с опытом.
Следовательно, шар от куба внезапно прозревший человек не отличит. А «нативисты» были уверены в том, что мозг человека изначально «загружен» идеями, ждущими своей реализации с помощью зрения, слуха или осязания. Отсюда вытекает, что идеи шара и куба известны ему изначально и он, едва их увидит, сразу же узнает эти предметы.
«Вопрос Молино» по сей день не утратил актуальности, потому что никто из ученых не дал на него конкретный, убедительный ответ. По этому, профессор Паван Синха (Pawan Sinha), работающий в Массачусетском технологическом институте, предпринял попытку экспериментальным путем разъяснить ситуацию.
Основная сложность при этом состояла в поиске объектов исследования, потому что требовались слепые с момента рождения люди, которые сразу же после операции могли полностью обрести зрение. И они должны быть достаточно взрослыми для участия в тестировании. Поскольку такие операции делаются чаще всего младенцам, то поиск таких людей представлял собой очень трудную задачу.
Профессору удалось с ней справиться. Было найдено подходящие четыре подростка и одна девушка возрастом около 17 лет, которым и предложили пройти три теста. В первом случае они на ощупь сравнивали предметы со сложной формой (типа лего), распознавая похожую на самую первую фигурку. Потом они делали то же, не дотрагиваясь до фигурок, то есть, пользуясь зрением, а не осязанием.
В третьем тестировании испытуемым предлагалось вначале ощупать фигурку с завязанными глазами, а после снятия повязки – найти ту, что ощупывали. Первые два теста не принесли неожиданностей – правильные ответы составили 90%. С третьим тестом дети справились значительно хуже. Правильных ответов оказалось не много больше, чем если бы дети просто говорили наугад.
Отсюда следует, что при внезапном прозрении у человека отсутствует взаимодействие зрения с осязанием, так как между ними не происходит обмен полученной информацией. А это является однозначным и отрицательным ответом на многовековой «Вопрос Молино».