Золотой век дирижаблей пришёлся на начало XX века. Отважные исследователи совершали на небесных исполинах дальние путешествия, военные в годы Первой Мировой войны вели разведку и даже бомбили города, но к концу тридцатых годов, казалось, дирижабли навсегда ушли в прошлое.

Новая жизнь небесных гигантов?

Термоплан, похожий на большую летающую тарелку диковинный летательный аппарат стал дальнейшим развитием дирижабля

МЕЧТЫ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ

В середине восьмидесятых годов XX века командование ВМС США вдруг вновь вспомнило о дирижаблях, озаботившись идеей создания летательного аппарата легче воздуха, который выполнял бы задачи дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).

Такой дирижабль ДРЛО смог бы обеспечить своевременное обнаружение морских и воздушных целей, в том числе низколетящих крылатых ракет, а также малоразмерных катеров, которые мафия использует для контрабанды наркотиков. Командование американских ВМС выработало свои требования для дирижабля.

Он должен был обладать способностью патрулирования над океаном на крейсерской скорости 75 км/ч в течение более 30 суток с дозаправкой топливом с кораблей через каждые 5-6 дней. От дирижабля ДРЛО требовалась возможность полёта по приборам в сложных метеоусловиях и ночью. В конкурсе на разработку такого чуда техники включились всемирно известная фирма «Боинг» и менее именитые «Гудьир» и «Вестингауз».

«Вестингауз» удачно скооперировалась с британской компанией «Эршип индастриз». Они взяли за основу английский проект «Сентинел – 5000» и одержали убедительную победу. Их пузатый дирижабль, получивший наименование YEZ-2A имел длину 125 метров при диаметре 31,2. В обширной гондоле разместились двухместные каюты, душ, отдельный камбуз и даже небольшой спортивный зал. Совместная англо-американская конструкция впервые вышла на испытания уже в начале девяностых. Кончилось же всё тем, что в 1995 году YEZ-2A сгорел во время пожара в уиксвиллском ангаре. Впрочем, создатели дирижабля не унывают и до сих пор предлагают на основе своей разработки создать вокруг морских границ США сплошной радиолокационный щит.

ДЛЯ СИБИРИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Приблизительно в то же время в России появился термоплан. Этот похожий на большую летающую тарелку диковинный летательный аппарат стал дальнейшим развитием дирижабля. Его главная отличительная способность – использование для создания подъёмной силы, помимо гелиевой, ещё и секции с воздухом, нагреваемым двигателями внутреннего сгорания. Идея эта, надо сказать, высказывалась Константином Эдуардовичем Циолковским ещё в девяностых годах XIX столетия. Такому гибридному дирижаблю не требуются закрытые эллинги и причальные мачты, что резко снижает денежные затраты на соответствующую инфраструктуру. А форма дисковидного НЛО нужна для улучшения сопротивляемости боковому и встречному ветру.

Ульяновский летательный аппарат имел диаметр 40 и высоту 16 м. Его грузоподъёмность должна была составить от 3 до 5 т, но из-за царившей в стране разрухи до полномасштабных испытаний дело так и не дошло. Между тем планы ульяновцев шли далеко, и они говорили о возможности создания термопланов с грузоподъёмностью до 600 т. Их применение позволило бы в Сибири и на Крайнем Севере перевозить элементы буровых платформ и прочие крупногабаритные грузы по воздуху, не нарушая их хрупкую экологию и значительно экономя на необходимости сборочных работ на месте и строительстве автомобильных или железных дорог.

Чтобы как-то сохранить существующие наработки и попытаться дать термопланам путёвку в жизнь, была создана компания «Локомоскай» со штаб-квартирой в Москве. Её специалисты создали проекты «локомоскайнеров» с грузоподъёмностью в 4, 40 , 60, 240 и заветных 600т. Причём последний вариант представляет собой пузатую «летающую тарелку» просто чудовищных размеров – диаметром около 250 метров. Долгий период теоретических разработок сейчас, похоже, подходит к концу. Во время московского авиакосмического салона МАКС-2009 представители «Локомоская» совместно с британской «Бэдфорд групп» заявили о создании совместного «аэростатического термобалластируемого летательного аппарата» грузоподъёмностью 60 т. В этом году в Ульяновске должен быть построен его опытный образец.

Другой вариант гибридного дирижабля и вовсе представляет собой комбинацию аэростата и самолёта. Предположительно, это чудо техники будет иметь лучшие аэродинамические характеристики по сравнению со всеми прочими дирижаблями. В нашей стране разработана концепция под условным названием БАРС – безаэродромный с аэростатистической разгрузкой самолёт. Его большая подъёмная сила – до 500 т – на 80% достигается за счёт баллона с гелием, а скорость до 300 км/ч обеспечивают маршевые двигатели. Такой аппарат обладает возможностью вертикального взлёта и посадки. В середине девяностых годов в Тюмени акционерным обществом «Тюменьэкотранс» был построен малоразмерный прототип чудо-аппарата под названием БЭЛЛА-1. Сконструировал его кандидат технических наук Александр Филимонов. Аппарат прекрасно летает, но на развитие идеи по-прежнему нет средств.

ЭКСТРЕМАЛЬНО ЭКЗОТИЧНЫЕ

Надо сказать, что американцы в стороне от создания гибридных дирижаблей тоже не оставались, возможно весьма в этом преуспев. Недавно институт NIDS, базирующийся в Лас-Вегасе, штат Невада, обнародовал информацию о том, что ещё в первой половине восьмидесятых годов при строжайшей секретности в США велась разработка огромных летательных аппаратов легче воздуха, движимых «электрокинетическим» двигателем.

Не исключено, что в двигательной установке использовался ядерный реактор. Длина выполненных в виде гигантских приплюснутых чёрных треугольников летательных аппаратов достигала 600 м при ширине у основания порядка 100 м. Масса их по авиационным меркам была не столь уж впечатляющей – около 100 т. В дальнейшем совершенствованием «чёрных треугольников» занимался консорциум «Локхид-Мартин».

С того времени в небе США свыше 150 раз наблюдались гигантские НЛО в виде чёрных треугольников. Их встречали над Канадой и Западной Европой. Не исключено, что они не обошли стороной и воздушное пространство бывшего СССР. Во всяком случае, утром 28 августа 1991 года станция слежения на полуострове Мангышлак засекла в небе гигантский то ли дельтовидный, то ли сигарообразный объект длиной, как утверждают, около километра, двигавшийся со скоростью 960 км/ч. Операция по перехвату «дирижабля» истребителями МиГ-29 официально закончилась неудачей. Но вскоре объект почему-то упал в горах к востоку от города Каракола (Пржевальск).

Вертолёты с ответственными лицами и просто любопытствующими на первых порах туда долететь не могли. Препятствовало сильное электромагнитное излучение, выводившее из строя бортовую аппаратуру. Наконец, летом 1992 года экспедиция, возглавляемая казахским уфологом Свечковым, подобралась к разорванному напополам НЛО всего на 800 м. В проломе его отчётливо виднелись палубы и несущие конструкции. Ближе подойти не удалось, поскольку исследователей охватывал почти животный ужас, аж волосы на голове дыбом становились.

Через несколько лет там побывала экспедиция, возглавляемая руководителем RUFORS Николаем Субботиным. Никаких останков НЛО на месте уже не было. Только 20-метровая выбоина в скале и странный линейный след на склоне. Как справедливо предположили участники экспедиции, военные, видимо, всё вывезли на вертолётах. Вот только одно здесь важно отметить: останки 100-тонного дирижабля, пусть и с экзотическим электрокинетическим двигателем, при надлежащем умении вывести не столь уж мудрёно, а вот цельнометаллического инопланетного межзвёздного скитальца массой в тысячи и тысячи тонн – практически невозможно. Да и излучения от разбившегося ядерного реактора и электрокинетического двигателя могли оказывать негативное влияние как на бортовую аппаратуру вертолётов, так и на человеческую психику.

Термоплан, похожий на большую летающую тарелку, диковинный летательный аппарат стал дальнейшим развитием дирижабля
Куда более достоверно можно говорить о планах создания стратосферных дирижаблей связи, которые смогут во многом заменить соответствующие спутники. Планируется, что стратодирижабли будут «парить» на высоте 20 – 22 км, где воздух ещё достаточно плотный для создания необходимой грузоподъёмности, и на протяжении всего года сохраняются ветровые потоки относительно невысокой скорости. В отличие от спутника, аппаратуру, установленную на стратодирижабле, можно поменять или отремонтировать. Хотя построить стратосферный дирижабль официально ещё никому не удалось, уже проводятся испытания их беспилотных прототипов в США, Корее, Японии, Израиле, Великобритании и других европейских странах.