Викторианской эпохой мы называем промежуток времени, когда Британской империей правила королева Виктория, внёсшая значительный вклад в развитие мировой культуры и образ жизни всего общества. Виктория (1819 — 1901) – королева Великобритании с 1837, последняя из Ганноверской династии.

Особенности викторианской эры

Принц Альберт и королева Виктория

ДОМАШНИЕ СПЕКТАКЛИ

Англичане вспоминают бестелевизионное прошлое своих предков, вынужденных развлекать себя на свой удивительный манер. Самой популярной формой досуга той поры у представителей высших слоев общества были домашние маскарадные представления в самых разнообразных костюмах. Обычно хозяйка дома или её взрослые дочери наряжались в одежды греческих и римских богинь или других мифических (литературных) героинь. Публика была в восторге от такого домашнего шоу.

Но уже в XX веке фотографии перфомансов графинь и представительниц финансового истеблишмента на таких костюмированных «пати» стали обычными компрометирующими документами, шокировавшими даже самих родственников «греческих богинь», называвших данное развлечение «моветоном». Некоторые дамы высшего света представали перед гостями в весьма откровенных видах.

МОДА НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

В викторианскую эпоху в Англии появились первые филантропические заведения. Различные богадельни и дома для престарелых содержались на средства государства, но частные лица могли вносить на счёт таких домов свои средства, о чём сразу же сообщали все газеты, в короткое время сделав благотворительность новомодным и почётным делом. Таким образом, добродетельность и милосердие заняли в Британии почётное место. И если какой-либо богач не тратил свои деньги на бедных, немощных и больных, то общество на такого джентльмена смотрело искоса и с подозрением. Мол, у этого человека не всё в порядке с моральными нормами и совестью.

ЛОНДОНСКИЙ ТУМАН

Попробуем снять завесу таинственности с легендарного лондонского тумана, упоминание о котором мы встречаем всякий раз, когда речь заходит о Лондоне.

В те времена это выражение вошло в обиход. И действительно Лондон был погружён в такой густой туман, что уже с расстояния 20 — 30 метров было ничего не видно. Причиной такой туманности была отчасти знаменитая Темза, а отчасти и смог, который вырабатывали камины, работающие на английском угле.

Лондонские туманы вошли в легенду. Именно смог помогал безнаказанно действовать Джеку-Потрошителю.

Туман и смог утомляли лондонцев ещё в 1306 году, когда английский король Эдуард I (1239-1307) своим указом запретил топить камины в Лондоне углём из-за жуткого смога, в который погружался город. А в 1952 году сразу 12 тысяч горожан погибли от отравления смогом, что побудило правительство создать специальные зоны, свободные от загрязнения воздуха через трубопроводы. Сейчас такие зоны расширяются. Горожане активно борются за чистоту воздуха в сити (в некоторые районы Лондона запрещено приезжать на авто).

ЗЕЛЁНЫЙ СУП

В викторианскую эру мир узнал о кулинарных предпочтениях рядовых англичан. Удивительно, но в то время в Британии пользовались большим спросом (как думали иностранцы) потроха (почки, сердце и т. п.). Французский коммерсант с брезгливостью рассказывал в Париже, что в Лондоне ему предложили в трактире (проектирование ресторанов) отведать варёные коровьи мозги. В этом нет ничего предосудительного, просто в практичной и прагматичной Англии тогда было принято поедать все части туши забитой скотины.

Но что более прочего поражало чужестранцев, заглянувших в таверну на Альбионе, – это вид простолюдинов, пожиравших, как описывал один путешественник, «густую и жирную зелёную похлёбку». В черепаший суп, распространённый в те времена. У черепах – зелёный жир, что и придавало блюду такой же оттенок.

ШОУ УРОДЦЕВ

В эти смутные времена в английскую моду вошла литература, описывавшая приключения Дракулы и ему подобных монстров. Реальных ужасов людям не хватало для полноты ощущений.

Весьма распространённым времяпровождением тех лет в Британии было и посещение фрик-шоу, где в качестве «звёзд» выступали разные уродцы, вроде тех, которых в своё время заспиртовал в Кунсткамере Пётр I. Такие представления хотя и шокировали публику, но неизменно собирали полные залы зрителей. В качестве приманки для аудитории выступали горбуны, карлики, великаны, люди-монстры со всевозможными отклонениями. В конце XIX века в Англии пользовалась популярностью высокая шотландка, выступавшая на канате. Её рост составлял 220 см.

Цирковые скауты не ленились ездить по всему миру в поисках уродов и калек, которых заставляли выделывать различные номера, чтобы раскошелить любопытную публику.

Распространённым времяпровождением тех лет в Британии было и посещение фрик-шоу, где в качестве «звёзд» выступали разные уродцы, вроде тех, которых в своё время заспиртовал в Кунсткамере Пётр I
Ко всеобщему удовольствию именно в викторианскую пору к нам пришла фотография, которую англичане остроумно назвали латинским выражением Memento Mori. На ней британец сфотографировался со своей усопшей женой, выдав ее за живую. Покойницу привели в порядок, сделали макияж, красиво одели и причесали. Этому примеру последовали многие. Как это назвать? Вероятно, отчаянной любовью. Так уж людям не хотелось признавать горькую и жестокую правду жизни. Но всё это давно ушло из нашей жизни вместе с королевой Викторией.