Боровск – полусонный провинциальный город. Но время от времени в нем кипят нешуточные страсти. То ли воздух там такой, то ли атмосфера какая-то особенная, но городок будто притягивает к себе бунтарей и мятежников. В XVII веке сюда сослали неистового протопопа Аввакума – вождя старообрядчества и борца с церковными реформами. Тут же умерла от голода непокорная боярыня Морозова. В позапрошлом веке в Боровске поселился Циолковский, бросивший вызов самим звездам. А в наше время протестовать вдруг вздумал пенсионер Владимир Овчинников.


Самое монументальное произведение Овчинникова находится на одном из домов по улице Коммунистической. Это глобус Боровска

Владимир Александрович – настоящий многостаночник. По первой профессии – инженер-строитель. По второй – экономист. И той и другой специальности отдал не один десяток лет. Кроме того, увлекался фотографией, туризмом, стрельбой из лука, мотоциклами, автомобилями. А когда вышел на пенсию, из суетной и многолюдной Москвы перебрался в маленький Боровск. Поселился в отцовском доме, перестроил и расширил его. А потом решил преобразить… весь город.

– Однажды мой друг художник Вячеслав Черников рассказал мне о том, что в Прибалтике видел дома с настенной росписью. Идея мне понравилась, я поделился ею с другими боровскими художниками, но они все под разными предлогами отказались. А я решил попробовать, – бесхитростно рассказывал Овчинников.

Боровск – Мекка художников. Они облюбовали его за необычайную живописность улочек и красоту окрестных пейзажей. Но в последние годы дивный городок пришел в запустение: заваливаются набок старинные дома, со стен облетает штукатурка, стоит заброшенным единственный кинотеатр.

ИСТОРИЯ НА СТЕНАХ

Чтобы вдохнуть в Боровск новую жизнь, Владимир Овчинников взял в руки кисть и краски и стал рисовать. Первую роспись сделал на стене бывшего дома купца Санина. На оштукатуренной поверхности запечатлел главный городской собор и уходящую к нему дорогу. Получилось так реалистично, что кто-то из водителей свернул на эту дорогу и… врезался в стену. Пришлось перед картиной поставить заборчик.

Постепенно на забитых фанерой окнах, тоскливых глухих заборах и потемневших от времени стенах домов стали появляться картины, в которых оживала богатая история города. На стене бывшего здания райкома КПСС художник-самоучка нарисовал ссыльного протопопа Аввакума, боярыню Морозову и ее сестру Евдокию Урусову – мучеников от старообрядчества. С тех пор они грозно глядят на боровчан и туристов.

На одном из домов, где когда-то жил Циолковский, живописец-любитель изобразил его сидящим на скамеечке, а рядом поместил строки из письма ученого, которое нашел в местном архиве. Кстати, всего в двух шагах установлен чрезвычайно душевный памятник ученому-самоучке работы скульптора Сергея Бычкова: Константин Эдуардович сидит на пенечке в смешных валенках и картузе, и задумчиво смотрит в небо. Теперь этот городской уголок будто посвящен главному космическому мечтателю…

На насосной станции, возле пешеходного моста через реку Протву, возник портрет адмирала Сенявина, известного флотоводца начала XIX века, уроженца этих мест. Военачальник стоит точно на таком же мосту, держась за поручень, а на заднем плане плещется река и плывут боевые корабли. На базарной площади Овчинников изобразил лавки купцов, среди которых есть и Полежаев – основатель суконной фабрики. На городской гостинице красуется Козьма Прутков.

В октябре 1812 года через Боровск отступала армия Наполеона. Французы не пощадили старинный городок, сожгли пять шестых его построек. В связи с этим Овчинников не преминул изобразить полководца и его сильно потрепанную армию на картине «Фиаско Бонапарта».

Но самое монументальное произведение Овчинникова находится на одном из домов по улице Коммунистической. Это глобус Боровска. На нем запечатлена вся история города – и мятежный протопоп Аввакум, и властный Наполеон, и пытливый Циолковский, и даже поэт Пушкин. «Солнце русской поэзии», правда, сам в Боровске никогда не бывал, а лишь однажды упомянул его в письме к другу. «Душа моя Каверин, каково поживаешь ты в свином городке?» С тех пор боровчане великого поэта не жалуют, но слов из песни не выкинешь…

МЕЧТЫ, МЕЧТЫ…

Новоявленный художник не стал ограничиваться одними лишь историческими мотивами. Боровские огурцы всегда славились на всю округу, и Овчинников сделал овощ одним из главных героев картины в центре города. А рядом поместил подпись, которая не может не вызвать улыбку: «Во молодец наш огурец».

Однажды к мастеру обратилась местная жительница с просьбой нарисовать что-нибудь на новом гараже.

– Что же вы хотите? – спросил художник.
– Ну, березки можно.
– Березки все рисуют. Давайте что-нибудь оригинальное придумаем.

Стали смотреть семейные фотографии, на одной был изображен хозяин дома с внучкой. Вот эту парочку Овчинников и запечатлел на гараже. А его жена Эльвира придумала стихи:

С таким мотором только нас видали!

Нажмем с тобою, внучка, на педали.

Ты слышала, какие страны есть?

Посмотрим мир, чтоб снова здесь осесть.

На торце магазина «Горячий хлеб» появилась девушка, балансирующая по «всамделишной» трубе. В руках у акробатки две авоськи с хлебом. Ну чем не местная «Девочка на шаре»?!

На одном из домов расцвели ромашки, на другом в любое время года радует глаз весенний пейзаж.

Конечно, картины – или фрески, как их называет сам автор, – в чем-то очень наивны, примитивны, порой сильно грешат художественным и техническим несовершенством. Да и к стихам, что сопровождают работы художника, при желании можно сильно придраться. Но живописцу-любителю и его музе не откажешь в искренности, душевности и огромном желании возродить любимый городок. Только мечтам художника, похоже, не суждено сбыться.

ОРАНЖЕВОЕ И ЧЕРНОЕ

Поначалу у художника и представителей власти было полное взаимопонимание. Но потом между Овчинниковым и новым мэром пробежала кошка. Рисуя свой «параллельный город», живописец, по мнению властей, начал хулиганить. Прямо в центре города взял да и намалевал диптих: слева – Лужков на фоне восстановленного храма Христа Спасителя, справа – губернатор Калужской области Артамонов на фоне полуразрушенного храма в Боровске. Чиновникам такое сравнение не понравилось, и скоро вместо диптиха на стене появился оранжевый квадрат. А своенравному мастеру выписали штраф в размере 1 000 рублей за «самовольные росписи фасада здания».

На одном из домов, где когда-то жил Циолковский, живописец-любитель изобразил его сидящим на скамеечке, а рядом поместил строки из письма ученого, которое нашел в местном архиве
С тех пор война между властями предержащими и художником разгорелась не на шутку. Были и суд, и критические статьи в газетах, и нападки со стороны некоторых художников. Какое-то время Овчинников держался – продолжал рисовать фрески. Но ведь вдохновение – это состояние души, а если на душе скверно, вдохновение пропадает. А когда твои работы замазывают оранжевой и черной краской, оптимизма это не добавляет. В общем, старая история о том, что художника обидеть может каждый. Чиновники обидели Овчинникова, а тот в свою очередь обиделся на них. С тех пор художник больше не рисует свои фрески и не общается с прессой. Картины, нарисованные им раньше, постепенно выцветают, линяют, трескаются и облупливаются. «Параллельный город» медленно умирает. Но пока еще можно разглядеть на стенах его домов «очень плохие картины» и «запредельно плохие стихи», которые, по остроумному замечанию модного дизайнера Артемия Лебедева, вкупе с городским пейзажем создали «гениальный творческий союз». Жаль, сетует все тот же Лебедев, если все это через пару лет исчезнет. Да, очень жаль.