Одним из малочисленных и малоизвестных народов считается народ агробба, проживающий в восточной части Эфиопии. Агробба насчитывают не более 10 тысяч человек. Совсем недавно они получили официальное признание правительства страны и даже несколько мест в составе правительства.


Агробба весьма мирная народность, не претендующая на верховенство и господство над кем-либо

Агробба борются за свои права, желают, чтобы учитывался их исторический опыт и вклад в развитие общей культуры Эфиопии.

Самая крупная и колоритная деревня народа агробба Короми находится восточнее крупного для Эфиопии города Харэр, расположенного неподалёку от границы с Сомали. В этой живописной деревушке проживают сразу 700 представителей этой редкой народности, исповедующей ислам.

Как нам объявил официальный гид Мохаммед Джами: «Дорога до Короми займёт у нас не более часа». Кстати, надо сказать пару слов о Мохаммеде Джами. У него блестящее университетское образование по истории и правоведению. Он возглавляет официальную правозащитную группу, отстаивающую интересы малых народов Эфиопии.

Ещё в 1997 году Джами выпустил книгу об истории и традициях народа агробба, что вызвало мировую сенсацию. Именно после выхода этого научного труда, где говорилось об оригинальности национальной культуры агробба, правительство страны признало права этого малочисленного народа и даже выделило дополнительные места в правительстве, закрепив это право на законодательном уровне. Уже в пути Мохаммед Джами объяснил нам причину, по которой правительство игнорировало данную народность ранее. Оказывается, культура агробба весьма похожа на культуру народа харари. Некоторые учёные считают эти народы родственными или даже одним и тем же.

Наша небольшая группа любителей этнических раритетов под предводительством местного знатока Мохаммеда Джами решила навестить агробба в обычный будний день, чтобы своими глазами увидеть настоящих представителей этого народа в естественной обстановке за повседневными заботами.

Нас разбудили в 6 часов утра. Позавтракав, мы вышли на улицу и сели в отведённую нам машину. Народ в Эфиопии нам встречался дружелюбный, улыбчивый и вежливый, потому наше настроение было близко к праздничному. Мы комфортно двигались на джипе по пыльной сельской дороге, пролегавшей по африканским саваннам и джунглям, временами прерывавшимся песчано-пустынными пейзажами. Внезапно нам в глаза бросились огромные плантации неизвестного кустарника у какой-то деревушки. Её, как оказалось, населяет народность оромо (народ группы кушитов, 21 млн человек) — самая многочисленная народность Эфиопии. А куст, который здесь культивируют, называется кат. На этом кусте, вырастающем до размеров среднего дерева, растёт знаменитый арахис, который так любят у нас в России.

Гид нам тут же объяснил, что листья кустарника кат обладают сильными галлюциногенными свойствами и для местных любителей они представляют особый интерес и даже статью дохода. Но всё же кустарник выращивают для урожая орехов, который составляет статью дохода всей страны. Именно народ агробба культивирует выращивание кат, чем он и знаменит. Листья кат жуёт для «кайфа» и наркотического дурмана молодёжь, общество же тщетно борется с этим явлением.

Прямо на плантации мы заметили ряды женщин, ухаживающих за кустарниками. А от плантации к местному рынку двигалась цепочка женщин с корзинами, полными арахиса. «Отсюда до деревни агробба всего час езды на машине, — объяснил нам Мохаммед Джами, — а женщины из деревни Короми проделывают этот путь ежедневно пешком».

И мы продолжали ехать по этой пыльной трассе, с которой открывались широкие африканские пейзажи сельской местности. Мимо нас то и дело проходили большие стада осликов и верблюдов. Все они несли на себе ярко-жёлтые пластиковые бочки. Нам пояснили: «Это ёмкости для питьевой воды и воды для хозяйственных нужд. Здесь она в большом дефиците».

СВЯТОЙ СОФИ

Монотонность пыльной дороги прерывает таинственное строение — это древняя гробница мусульманского святого Ау Софи. Правда, такими склепами и гробницами полна вся территория Эфиопии. В Харэре мы видели с десяток аналогичных склепов вдоль крепостных городских стен и даже в самих стенах. Легенда агробба говорит, что Ау Софи являлся одним из 44 святых, основавших древний город Харэр. Пока одни занимались непосредственно строительством города, Софи проповедовал религию (ислам) и основал здесь первое медресе. Сама гробница находится внутри тенистого двора, обнесённого высоким каменным забором. Здание усыпальницы венчает красивый белоснежный купол, на котором весело играют блики яркого солнца. «Подъезжаем к деревне», — объявил нам водитель джипа.

Через несколько минут мы въехали на узкую извилистую дорогу, идущую к живописному плато, окружённому сельскохозяйственными полями. Это и есть деревня Короми, где живёт народ агробба. Мы выехали на центральную деревенскую площадь, село было почти пустым — в нём остались только несколько женщин, дети и старики.

От площади идёт широкая дорога — главная улица деревни, где проживают всего 700 человек. Все они представляют народность агробба. Нам интересно здесь всё. К нашей прогулке присоединились с полсотни детей и с десяток женщин. Дамы держались поодаль, стараясь не смотреть нам в глаза.

Агробба живут в скромных хижинах бледно-кирпичного цвета с плоскими крышами. Двери разноцветные. Интересно, что никто не говорит ни по-английски, ни по-французски. Наш гид выступает в роли переводчика. Местных жителей, как нам показалось, ничего не интересовало. Но они охотно отвечали на любой вопрос.

Мы спросили: «Откуда пришёл народ агробба?» Старейшина поведал, что агробба пришли сюда более тысячи лет назад, когда основывался Харэр. Первоначально агробба жили на севере Африки и только затем появились на этой территории, которую занимает современная Эфиопия. Агробба весьма мирная народность, не претендующая на верховенство и господство над кем-либо.

ДРУЖБА НАРОДОВ

В XVII веке эфиопский император Йоханнес пробовал насильно обратить агробба в христианскую веру. Но у него ничего не получилось. Большинство агробба тут же переселились в регион Харэр, где размещалось мусульманское население. Но и там обошлось без кровопролития и войн.

Эта версия хода событий принадлежит самим агробба. Учёные же выдают несколько иных вариантов.

Кто-то придерживается мнения, что агробба — деревенский вид народности харар. Мол, эти народности различаются лишь образом жизни и местом проживания. Другие же этнографы считают, что агробба пришли на эти земли лишь несколько веков назад. Однако сей факт не имеет подтверждения. Историки склонны полагать, что вариант, который выдают сами агробба, является самым правдоподобным.

Листья кустарника кат обладают сильными галлюциногенными свойствами
Одна из женщин по просьбе нашего гида приглашает нас в свою хижину. Большая комната аккуратно обставлена, как квартира в Харэре у харар. Правда, у тех стены комнат украшены разноцветными корзинами для фруктов и овощей. Здесь же вместо корзин по стенам развешана дорогая хозяйственная посуда (сковородки, кастрюли и т.д.). Прогресс берёт верх над старыми традициями.

Женщин агробба отличает от женщин других народностей большое количество (но не чрезмерное) ювелирных украшений.

Агробба говорят на языке народа оромо. Но в деревне Короми жители используют смесь языка оромо с речью амхара, считая его своим родным.

Что нам запомнилось? Что в Эфиопии мирно соседствует христианство и ислам. Люди мирно и дружественно сосуществуют, как это было у нас, когда мы называли нашу страну СССР.