На змие, воплотившем в себе идею вечности, покоится в волнах Мирового океана бог Вишну, покровитель добра и закона. Кобры обвивают и шею всемогущего Шивы. Чаще всего им отводится роль защитников легендарных героев от врагов и всевозможных напастей. Даже сам великий Кришна испытал на себе покровительство королевы змей. В непогоду она распускала над ним капюшон, предохраняя таким образом от дождя и града, в жаркие дни уберегала от испепеляющих солнечных лучей.


Кобра присутствует всё время в жизни индийцев, особенно индийских крестьян

В Индии можно услышать много рассказов о Кинг-кобре — «королевской кобре». Её всегда описывают как огромную чёрную змею, укус которой убивает на месте. Индуистская мифология включает массу легенд, где в числе основных действующих лиц фигурируют кобры.

Наталья Романовна Гусева, доктор исторических наук, выдающийся учёный-индолог, пишет: «Кобра присутствует всё время в жизни индийцев, особенно индийских крестьян. Нигде они не застрахованы от встречи с коброй, не только в поле и лесу, но и дома. Если кобра заползает в дом человека, её не убьют, а сочтут воплощением души какого-нибудь предка и будут умолять не приносить вреда живым и уйти из дома добровольно. Почти у каждой деревни где-нибудь под деревом можно увидеть каменные изображения кобр. Сюда люди приходят молиться и приносят жертвы — молоко, рисовые шарики, цветы».

Особенно почитаемы змеи на юге страны. В штате Керала у некоторых каст в каждом дворе имеются змеиные заповедники, где живут в норах священные кобры. Если семья переезжает в другой дом, то семейный жрец забирает с собой всех кобр на новое место. Удивителен тот факт, что домашние змеи никого из членов семьи не кусают, как бы велика эта семья ни была. Каким образом эти твари отличают своих от чужих, никто не знает.

ПРАЗДНИК ЗМЕЙ

Здесь повсеместно справляют «наг-панчми» — праздник змей. В этот день жители некоторых деревень, где развит культ змей, идут в леса и приносят оттуда корзины змей, выпускают их на улицах и во дворах, осыпают их цветами, поят молоком, набрасывают их на шеи, обёртывают вокруг рук. И змеи при всём этом почему-то не кусаются. Иностранцы любят посмотреть на эти змеиные вакханалии и фотографировать их, но через закрытые стёкла машин. «Наг-панчми» длится целый день, а к ночи усталые от человеческих ласк змеи уползают к себе домой.

Для многих жителей деревень змеи, которых они отлавливают в ближайших болотах, с давних пор стали единственным источником доходов. Охота сопровождается традиционным ритуалом: исполняются мантры, змеелов предупреждает свою пленницу, как долго он будет держать её в неволе. «Договор» никогда не нарушается. Змей могут отпустить раньше, но никак не позже обещанного срока. Ядовитые зубы у них никогда не удаляют. Искусство заклинания змей передаётся в деревнях из поколения в поколение. Даже дети не боятся змей, играют с ними.

Ещё в XIX столетии один французский путешественник стал свидетелем выступления факира или заклинателя змей: «Индус поставил перед собой плоскую корзинку, в которой, свернувшись, лежала кобра. Под монотонные звуки флейты змея начала медленно выпрямляться.

Кажется, будто она сидела на свёрнутом в кольца хвосте. Кобра делала в направлении факира резкие выпады, будто хотела его укусить. Заклинатель неотрывно смотрел на змею и через десять-двенадцать минут та успокоилась и монотонно покачивалась под замедляющийся темп флейты. Глаза её, вначале выражавшие лишь желание немедленно напасть на заклинателя, теперь сделались неподвижными и зачарованно следили за движениями факира. Индус воспользовался этой расслабленностью змеи, медленно приблизился к ней, не прекращая игры на флейте, и прижался к её голове щекой и языком. Это длилось всего одно мгновение — рассерженная змея бросилась на смельчака, но тот уже отступил на безопасное расстояние».

Однако путешественник посмел выразить сомнение: действительно ли у змеи есть ядовитые зубы, и был готов уплатить в доказательство испанский пиастр. Тогда факиру принесли петуха, и тот протянул его кобре. Змея приподняла свою смертоносную голову и молниеносно ужалила жертву. Через несколько минут петух упал навзничь, протянув лапки…

Навыки древнего ремесла, которыми они владеют, передаются по наследству. Обучают только мальчиков. В пяти-шестилетнем возрасте им уже разрешают прикасаться к змеям. Учителя делают своеобразные прививки своим малолетним ученикам: втирают им яд в ранку на коже сначала микроскопически малыми, а затем всё большими дозами и таким образом делают их невосприимчивыми к яду.

БОЯЗНЬ ФЛЕЙТЫ

До недавних пор полагали, что поведение кобр во время представления обязательно связано со звуками флейты. Игрой на флейте факир якобы заставляет кобру подняться и, раздув капюшон, медленно раскачиваться в ритме мелодии. «На самом же деле, — пишет один современный наблюдатель, — они устанавливают контакт со змеёй не с помощью музыки, а при помощи жеста. Наилучший эффект достигается малозаметной угрозой: кобра поднимает голову и раздувает капюшон только когда чувствует себя в опасности. Заклинатель начинает с того, что обрызгивает её слегка холодной водой, которая беспокоит змею. После этого он начинает играть, направляя на неё флейту. Выходящий из инструмента воздух обдувает змее спину, вследствие чего она обычно и начинает подниматься».

Возможно, первым европейцем, попытавшимся выяснить секреты древней профессии, был французский журналист Андре Виллерс, который в 70-х годах прошлого века уговорил одного факира из Бенареса дать ему несколько уроков укрощения кобры.

«В ответ на мою тираду, — вспоминает А. Виллерс: «Я знаю, что флейта не играет никакой роли в заклинании, потому что змеи лишены слухового аппарата», — я получал лишь вежливую улыбку. Тем не менее эта научная истина, почерпнутая из статей в популярных изданиях, отступала перед лицом фактов. Факты же были следующие: едва факир открывал корзину, оттуда стрелой вылетала кобра, чья раскрытая пасть не оставляла ни малейших сомнений по поводу её намерений. И тут происходило чудо. Факир начинал играть на флейте, вернее, исторгать из неё тонкий пронзительный звук, качая при этом головой сверху вниз. Рептилия тут же успокаивалась и, не отрывая ледяного взора от инструмента, начинала покачиваться, причём именно в такт мелодии, которую она, по дружному мнению зоологов, была неспособна услышать. Однако здесь крылся какой-то трюк. Но какой?»

Со временем журналисту удалось выяснить, что на змею воздействует инструмент, используемый не по его прямому назначению. Во время дрессировки только что приобретённая кобра, постоянно выказывавшая свой злобный нрав, раз за разом получала флейтой по зубам. «При каждой попытке нападения она получала жестокий удар, теряла драчливость и под конец, обессилев, юркнула в приготовленную для неё корзину. Укротитель закрыл её плетёной крышкой и сел рядом», — констатирует факты журналист.

Удивителен тот факт, что домашние змеи никого из членов семьи не кусают, как бы велика эта семья ни была. Каким образом эти твари отличают своих от чужих, никто не знает
Кобры так и не выучиваются, они просто боятся флейты. К такому выводу пришёл А. Виллерс. Откидывая крышку, факир каждый раз должен убедиться, что змея успела рассмотреть его флейту!

Тем не менее, по статистике, приблизительно 200 тысяч индийцев становятся ежегодно жертвами случайных встреч со змеёй. Из них от 15 до 30 тысяч человек умирает от ядовитых укусов. Несмотря на то, что змеи — священны, бывают случаи, когда змей убивают и сами индийцы. Несколько лет назад в индийской печати сообщалось, что лесорубы, спилив старое дерево бер, увидели выползающих из нор мириады змей. Спасая себя, они перебили множество змей. Позже на этом месте соорудили храм в честь грозного Шивы.