Контакт,Мистика,Археология

Каждый сходит с ума по-своему – есть в русском языке такое устоявшееся выражение. Действительно, кто-то наряжается в форму солдат времен второй мировой войны и устраивает шутейные сражения, кто-то, начитавшись Толкиена, превращается в гоблина или хоббита, кто-то старательно отлавливает в лесах снежного человека или высматривает в ночном небе НЛО.

Лестница на Воттовааре

Главное то, что подобные увлечения никому не мешают, а иногда даже бывают и полезны. Но бывает, когда такое личное “сумасшествие” имеет весьма печальные последствия.

Есть в Карелии места, где расположены культовые сооружения древних карелов и саамов-лопарей. Эти археологические памятники имеют очень высокую историческую ценность и можно без преувеличения сказать, что они являются всемирным достоянием. Но разномастные адепты магий всех цветов любят окружать эти места мистическим ореолом и вместе со своими подвижниками собираются там, чтобы то ли установить контакт с космосом, то ли подкачаться некоей силой, якобы оттуда исходящей, и жить дальше накаченным и, видимо, творить чудеса. Впрочем, чудеса творятся сразу, прямо на месте. Мистики выкладывают на земле какие-то круги или кресты из камней, нарушая целостность археологических памятников, а иногда и просто уничтожая их.

Такая история происходит, например, с уникальным культовым комплексом на горе Воттоваара. Сюда повадились приезжать “маги” из Москвы и Питера и проводить свои шабаши, разрушая сейды (культовые сооружения), которые спокойно “жили” на горе несколько тысячелетий.

Как рассказывает археолог Карельского краеведческого музей Марк Шахнович, такая практика становится все более распространенной. Например, на острове Немецкий кузов в Белом море 95 % культовых сооружений являются творением рук вовсе не древних людей, а туристов. Более того, как говорит Марк Михайлович, недавно родилось поверье, что древние, выложенные на острове, каменные лабиринты повышают сексуальную энергию и теперь растерявшие видимо столь необходимую энергию парочки интенсивно занимаются сексом прямо среди древних культовых камней. Интересно, если бы прошел слух, что среди экспонатов Карельского краеведческого музея есть столь же “заряженные” предметы, не превратили бы его “продвинутые” мистики в бордель?

Но вернемся к Воттовааре, о которой ходит масса слухов. Там то камни летают, то у людей возникает беспричинное чувство страха, то еще какая чертовщина творится. Вот что по этому поводу рассказывает Марк Шахнович: “Говорю откровенно и каюсь, что все рассказы, связанные с Горой (имеется ввиду Воттоваара – О.Ц.), – о летающих камнях, головокружении и всепоглощающем ужасе, о повсеместно останавливающихся часах, о замедлении времени и болезнях покаравших парочку, решившую совершить акт совокупления прямо в “месте силы” – все это было придумано мной и художником Дмитрием Учувакиным в далеком 1995 году, с единственной целью поразвлечься и мистифицировать интересующуюся петрозаводскую тусовку. То же можно сказать и про все “ужасы”, что рассказывают про петроглифы и лабиринты.

Все они от начала до конца придуманы под рюмку чая археологами. А если и есть сокровенно открывшееся и не поддающееся научному пониманию, то оно доверяется только ближнему кругу людей своей профессии, способным не опошлить по-обывательски, понять и тем более не навредить “аномалии”.

Об одном можно говорить точно. Есть великолепный природный и археологический памятник, очень хрупкий и беззащитный от любых форм человеческого воздействия. В 90-х годах прошлого столетия мне удалось поставить его на охрану, как объект археологии, а также вывести из зоны рубок Суккозерского леспромхоза, после которых лесной пейзаж становится сродни лунному. Просветительские разговоры с местными жителями приостановили у них желание развлекаться, сбрасывая сейды со скальных обрывов.

Теперь новая напасть. Это десятки всяких “академий космического разума” и “институтов универсального знания”, которые обильно расплодились на почве эксплуатации ударной смеси культурной полуграмотности выпускников технических вузов времен социализма и тяги к мистике столичных обитателей. Частыми стали встречи на карельской земле с бритоголовыми новоявленными “гуру” и их свитой из нервозных экзальтированных женщин. От археологов им надо одно – чтобы им показали “места силы”, так сказать, сценическую площадку, где можно стричь у.е. с доверчивого неофита-мистика.

Можно по-человечески понять столичного жителя, для которого любой карельский пейзаж, разительно отличающийся от привычного вида на помойку из блочной пятиэтажки, начинает представляться чем-то мистическим. А если еще помочь открытию чакр курением “травы”, тогда и начинает что-то светиться, жужжать в небе, и женщины в желтых одеяниях начинают выходить из-за священных камней. Можно было бы с улыбкой относиться к подобным явлениям, если бы не потрясающая тяга “продвинутых” спиритуалов и эзотериков проводить свои шабаши с губительными последствиями для археологических объектов. На Горе меня особенно потрясли два факта – это когда для выкладки “магического круга”, необходимого для параноидального общения с космосом, был разобран ближайший сейд, до этого мирно стоявший, как минимум две тысячи лет, и отсутствие десятка таких же ранее зафиксированных объектов по всей площади культового комплекса”.

Марк Шахнович считает, что ситуация очень серьезная и спасти археологические объекты можно только при условии, что у них появится хозяин. Речь ни в коем случае не идет о передаче памятников в частные руки. Идея состоит в том, что местные муниципальные образования должны следить за расположенными на их территории древними сооружениями и делать это они должны совместно со специалистами и в данной области, а именно с археологами.

Сама эксплуатация объектов должна в первую очередь представлять собой создание необходимой инфраструктуры.