«Российская история непредсказуема!» – заметил как-то известный сатирик. В том, что в этой фразе есть определенная доля истины, убеждаешься, когда, казалось бы, хрестоматийные исторические факты, усвоенные еще в школе, неожиданно опровергаются новыми версиями, а они – в свою очередь – обрастают неожиданными подробностями, шелухой слухов и домыслов, яркими откровениями и ошеломляющими опровержениями.
КРАСИВЫЙ МИФ
Нечто подобное произошло и с ледоколом «Челюскин», затонувшим на дне Чукотского моря в 1934 году. По прошествии многих лет к этой трагедии продолжали обращаться литераторы, ученые, кинематографисты и историки.
Начать стоит с того, что современный по тем временам «Челюскин» (его водоизмещение 7 500 тонн) был построен в 1933 году на датской верфи по заказу советских внешнеторговых организаций. Однако суровая судьба определила ему весьма короткую трудовую жизнь. А вот миф, связанный со спасением челюскинцев, намного пережил сам ледокол. С легкой руки Иосифа Виссарионовича Сталина миф превратился в мощную пропагандистскую кампанию, воспевшую беспримерный героизм советских людей.
А начался исторический поход «Челюскина» в порту города Мурманска, откуда он успешно стартовал 2 августа 1933 года. На его борту находилось 112 человек.
Официальная цель экспедиции состояла в проверке возможности доставки грузов в самые восточные районы побережья Северным морским путем. Для этого необходимо было пройти весь путь от Европы до Чукотки за одну короткую летнюю навигацию.
Первым это сделал в 1932 году ледокол «Сибиряков». Но у ледоколов были недостаточные возможности перевозки грузов. Для грузовых, коммерческих перевозок, соответствующих задачам освоения Севера, нужны были суда, способные нести большую коммерческую нагрузку, к тому же приспособленные к плаванию в условиях Севера. Вот тогда-то взоры руководителей страны и обратились на «Челюскин».
Он начал свой трудный круиз довольно бодро и достиг Новой Земли без всяких эксцессов. Они начались, когда «Челюскин» вошел в Карское море, которое быстро показало свой плохой характер. 13 августа 1934 года в судовом журнале появилась запись: «Наблюдается серьезная деформация корпуса и течь!» Руководитель экспедиции О.Ю. Шмидт собрал совещание, на котором был рассмотрен вариант возвращения, но большинством он был отвергнут. Решение гласило: продолжать путь.
А 31 августа на ледоколе случилось знаменательное событие: Доротея Васильева родила дочь, чем несказанно обрадовала своего супруга – геодезиста Василия Васильева. Таким образом экипаж «Челюскина» пополнился еще одной участницей.
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ВОЛНА
4 ноября 1934 года ледокол вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Но надвинувшиеся льды снова отнесли судно в Чукотское море.
Зажатый льдами «Челюскин» самостоятельно двигаться уже не мог. На этом этапе руководству экспедиции пришлось думать о возможной зимовке во льдах. В один из дней к «Челюскину» прибыло несколько чукотских собачьих упряжек. Поселок находился в 40 километрах от попавшего в беду судна. Учитывая сложившуюся ситуацию, восемь больных или сильно ослабевших челюскинцев были вывезены чукчами.
13 февраля 1935 года случилось непоправимое: ледокол был раздавлен мощными ледяными глыбами и пошел ко дну. Челюскинцы высадились на лед и начали беспримерную двухмесячную борьбу за выживание. Вся страна, затаив дыхание, ждала новостей со льдины. Душой ледового лагеря стал Отто Юльевич Шмидт. Он сумел сохранить и сплотить коллектив, издавал стенную газету и даже читал интереснейшие лекции по философии, о чем ежедневно сообщалось во всей центральной советской прессе. Мировая общественность, компетентные специалисты дали челюскинской эпопее наивысшую оценку. Ценой огромных усилий мужественные люди сумели построить полосу для приземления самолетов и были спасены летчиками.
Казалось бы, экспедиция обернулась полным провалом и не достигла поставленных целей, но кремлевский горец уже тогда славился умением жестокие поражения превращать в триумфы и помпезные торжества.
Отважные летчики, вывезшие со льдины экипаж «Челюскина», удостоились сталинских похвал. В связи с успешным окончанием эпопеи спасения в стране была учреждена высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза. Оно было присвоено летчикам А. Ляпидевскому, С. Леваневскому, М. Слепневу, В. Молокову, Н. Каманину, М. Водопьянову, И. Доронину. Все они были награждены орденами Ленина. Участники экспедиции, находившиеся на льдине, удостоились орденов Красной Звезды.
Пресса (http://joinfo.com) подняла мощную патриотическую волну, которая была так необходима Сталину в преддверии самой кровопролитной и страшной войны XX века.
МИСТИФИКАЦИЯ
Спустя 65 лет после гибели «Челюскина» в этой истории возник новый поворот. В прессе начала циркулировать упорная версия о том, что в составе экспедиции был не один «Челюскин». Оказывается, вслед за ним следовало судно под названием «Пижма», построенное по тому же проекту. На его борту находились 2 000 заключенных. Им предстояла работа на северных оловянных рудниках. После гибели «Челюскина» начальнику охраны было поручено взорвать «Пижму». Но то ли он плохо выполнил приказ, то ли оказалась недостаточной сила зарядов взрывчатки, но каким-то чудесным образом зэкам удалось спастись.
Среди заключенных на «Пижме» находилась большая группа классных радиолюбителей-коротковолновиков. Они добрались до запасного комплекта радиопередатчика, наладили его работу и подали сигнал SOS. Его услышали на базах американской авиации. Летчики вывезли заключенных на Аляску.
Начальник охраны, доложивший об успешном затоплении «Пижмы», был вызван на Лубянку. Там ему, похолодевшему от ужаса, была предъявлена американская газета «Лос-Анджелес таймс». На первой полосе с фотографий счастливо улыбались заключенные, которым предстояли тяжелейшие каторжные работы на сталинских рудниках, а вместо этого они оказались в комфортной и радушно принявшей их Америке. Нерадивый начальник охраны понял, что дни его сочтены. И действительно: вскоре он был объявлен врагом народа и расстрелян.
Версия о «Пижме» привлекла внимание исследователей, которые тщательно изучили документы датской верфи, регистра Ллойда, проанализировали воспоминания летчиков, участвовавших в операции по спасению, сопоставили все известные факты и пришли к выводу, что публикация о «Пижме» – это все-таки умело сработанная литературная мистификация.
Тем не менее ученые не оставляют намерений исследовать белые пятна, связанные с гибелью «Челюскина». К месту его гибели неоднократно снаряжались представительные экспедиции. Водолазы совершили несколько погружений и установили, что ледокол лежит на глубине примерно 50 метров.
В 2004 году экспедиция «Челюскин-70» (посвященная 70-летию трагедии) была направлена к месту затопления. Тогда отважные водолазы собирались поднять с борта затонувшего судна бортовой журнал, а также другие документы, способные пролить свет на некоторые детали экспедиции. Но коварная погода помешала отважным исследователям осуществить их замыслы.
Однако можно быть уверенными: в ближайшие годы нас ждут новые открытия, связанные с гибелью «Челюскина».