Нет числа загадкам, включая самые неожиданные, которые ставит перед исследователями ее величество история. Казалось бы, довольно простой вопрос: каков был возраст великого Амира Тимура – грозного завоевателя, создателя обширной восточной державы?
Памятник Амиру Тимуру установлен в центре Ташкента. Лицом полководец обращен к зданию правительства, а спиной — к Мекке
Даты рождения и смерти этого правителя по имени Тамерлан известны достаточно хорошо. Их, в частности, приводит в своей книге французский историк Жан-Поль Ру, который, по его же признанию, проштудировал практически всё, что было написано об этой исторической личности.
Родился Тимур 8 апреля 1336 года в кишлаке Ходжа Ильгар, неподалёку от «зелёного города» Кеша (Шахрисабс в нынешнем Узбекистане), а умер 19 января 1405 года в Отраре (Казахстан) во время затеянного им похода в Китай. Не составляет труда вычислить, что этот государь-полководец, захвативший сотни городов, покоривший десятки провинций и не потерпевший ни одного поражения, не «дотянул» три месяца до своего 69-летия.
Но вот какая удивительная странность… Многие известные на Востоке учёные средневековья, в том числе такие авторитеты, как сирийский историк Ибн Арабшах, персидские историки Хондемир и Йезди, почему-то утверждают в своих трудах, что Тимур скончался на 71-м году жизни. О том же пишет известнейший арабский историк и философ Ибн Хальдун, который в начале XV века, незадолго до смерти Тимура, лично встречался с ним и имел продолжительную беседу.
Армянский историк Фома Мецопский, относившийся к Тимуру как к ненавистному врагу и угнетателю и не скупившийся на самые уничижительные эпитеты в его адрес, оставил такие строки: «А поганый Тимур, ушедший в свою страну, издох в 1405 году. 72-х лет умер, как собака»… Откуда такой разнобой в определении возраста исторического персонажа, чьё имя гремело по всему миру и повсюду наводило ужас даже после смерти завоевателя? Быть может, средневековые учёные были не в ладах с арифметикой? Отнюдь! Практически все они были образованнейшими людьми своего времени, многие, наряду с историей, занимались ещё и астрологией, что требовало виртуозных расчётов движения планет. Почему же они, видные учёные, жившие в разных странах, не сговариваясь, приписали Тимуру несколько «лишних» лет?
ТАКИЕ РАЗНЫЕ КАЛЕНДАРИ
В эпоху Тимура практически вся Европа жила по юлианскому календарю, фактически являвшемуся усовершенствованным вариантом древнеегипетского календаря. В державе самого Тимура, тоже разноязыкой и многоплемённой, одновременное хождение имели сразу несколько календарей. Значительная часть тюркского населения пользовалась мусульманским календарём Хиджры, где за начало новой эры принималась дата переселения пророка Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Это был лунный календарь — «от одной новой луны до следующей за ней новой луны». «Пустые» месяцы, насчитывавшие по 29 дней, чередовались с «полными» месяцами по 30 дней, при этом сутки начинались не в полночь, а с момента захода солнца. Длина лунного года из 12 лунных месяцев составляла 354 дня, что было на 11 суток короче солнечного (тропического) года. Из-за этой разницы календарь Хиджры не был привязан к сезонам, месяцы как бы «мигрировали» по ним, вследствие чего начало года могло прийтись на летний месяц юлианского стиля, а спустя какой-то длительный период — на зимний.
В южной части державы Тимура проживало многочисленное персидское и таджикское население. Хотя персы, как мусульмане, также признавали исламский календарь в качестве официального, но его несогласованность с природными сезонами побуждала их пользоваться альтернативными вириантами летосчисления. В их среде имел хождение календарь Малеки, или Джалала, названный так по имени султана Джалаледдина Мелик-шаха, правившего во второй половине XI века.
Любопытно, что деятельное участие в разработке этого календаря принимал в ту давнюю эпоху знаменитый поэт Омар Хайям. Поэт был не только автором неподражаемых четверостиший-рубай, но также астрономом, математиком и философом. К тому же он служил при дворе великого государя-сельджука Мелик-шаха, который владел всей мусульманской Азией от приграничных областей Китая и Индии до Константинополя.
СОЛНЕЧНЫЙ ГОД
Календарь, составленный при участии Хайяма, тоже вёл летосчисление от Хиджры, но, в отличие от классического исламского календаря, основывался на солнечном годе. Каждый месяц содержал по 30 дней. В конце каждого года вводилось пять дополнительных дней. Кроме того, существовали ещё високосы — особые дни, которые вставлялись семь раз через каждые четыре года, а затем один раз через пять лет, после чего весь 33-летний цикл повторялся снова. При этом начало года всегда приходилось на день весеннего равноденствия, когда большинство народов Востока отмечало праздник Навруз (Новый год).
Помимо календаря Малеки, средневековые персы признавали также календарь Йездигерда, последнего шахиншаха древней Персии из династии Сасанидов, правившей в III-VII вв. и придерживавшейся традиций зороастризма. Начало этой эры брало отсчёт от 632 года, когда группа персидской знати возвела царевича Йездигерда на престол.
Наконец, восточную часть державы Тимура населяли уйгуры и монголы. Они отдавали предпочтение древнекитайскому лунно-солнечному календарю 12-летнего цикла животных. Понятно, что одно и то же событие, записанное в разных системах летосчисления, датировалось по-разному. Так, по Хиджре, Тимур родился в 736 году, по древнекитайскому календарю — в год Крысы, по юлианскому стилю — в 1336 году.
Сам Тимур, хотя и слыл неграмотным, но был знатоком и страстным поклонником истории и придавал большое значение тому, чтобы память о его деяниях дошла до грядущих поколений. Во всех походах его сопровождали секретари, которые вели официальную летопись его царствования.
При этом один вариант летописи записывался стихами по-тюркски, но уйгурскими буквами, второй вёлся на персидском языке, в жанре документально-публицистической прозы. И секретари-летописцы, и историки, как официозные, так и оппозиционные, при указании дат пользовались тем календарём, который знали сами. К тому же часть рукописей оказалась утраченной.
Внук Тимура Улугбек был великим астрономом и построил в Самарканде уникальную для того времени обсерваторию
Попытки последующих хронистов и переписчиков совершить редукцию эр, перевести даты из одной системы в другую, без учёта обязательных поправок, нередко приводили к искажению истин-ной хронологии. Оттого-то и возникла путаница в определении возраста Тимура. Одни исследователи исчисляли его по солнечному календарю, другие — по лунному, третьи — по лунно-солнечному.
ПРАВИЛА УЛУГБЕКА
Внук Тимура Улугбек (1394-1449), правивший на протяжении сорока лет Мавераннахром — частью империи своего деда, прославился не в качестве полководца, а как великий астроном. Построив в Самарканде уникальную для того времени обсерваторию, он во главе группы сподвижников составил весьма точный каталог 1018 звезд и получивший название «Новые астрономические таблицы». Мало известно, что этот каталог содержал обширное введение, в первой части которого Улугбек подробно рассмотрел соотношение между различными системами летосчисления, включая «греческую эру». Это и неудивительно, ведь сам Улугбек видел в летосчислении одну из опор того фундамента, на котором зиждятся история и астрономия.
Государь-астроном составил ясные таблицы и разработал свод остроумных методов и правил, позволявших достаточно точно определять ту или иную дату при переходе из одной эры в другую. Эти таблицы и правила, составление которых потребовало колоссальных затрат ума и времени, дали историкам надёжный ключ для решения задач, связанных с летосчислением. Во многом благодаря работе Улугбека исследователям удалось устранить разнобой в датах.