Утром 22 сентября 1943 года четыре английских диверсанта вскарабкались на борт немецкого линейного корабля «Тирпиц» – судна, однотипного с линкором «Бисмарк». Оба линкора были гордостью немецкого военно-морского флота. Четверо английских моряков подобрались к линкору «Тирпиц» на крошечной подводной лодке «X-IG». Они затопили своё плавсредство и оказались в воде после того, как установили под днищем «Тирпица» две мины.
Во время Второй мировой войны боролись не на жизнь, а не смерть не только на суше
Маленькая подлодка «Х-IG» незаметно миновала патрульные катера, подводные микрофоны, минные заграждения и заградительные сети, преграждавшие вход в норвежский Каа-фьорд, где стоял «Тирпиц». Английским коммандос удалось преодолеть все преграды и ловушки. Через несколько минут ещё один экипаж провёл через заграждения вторую мини-подлодку.
В 10 часов 12 минут по судовым часам сработал дистанционный взрыватель, и прогремел взрыв. Взрыв произвёл огромные разрушения: металлические переборки лопнули, в машинном отделении всё сдвинулось с мест, покорёжилось. На палубе силой взрыва снесло тысячетонную орудийную башню 38-сантиметрового корабельного орудия. Линкор стоял на ремонте в течение шести месяцев на ремонтных работах трудились сотни немецких рабочих и специалистов.
Английское Адмиралтейство торжествовало эту локальную победу – удачную атаку мини-субмарины «X-Gentlemen» на грозный линкор: официальные власти объявили эту операцию «самым отважным подвигом за все времена». Бесспорно, боевые действия экипажей пилотируемых торпед или мини-подлодок в ходе Второй мировой войны характеризовались беспримерным героизмом и самоотверженностью.
Во время Второй мировой войны оружие такого типа применяли четыре воюющих страны: Италия и Япония надеялись, что подводные диверсии помогут им бороться с превосходившими силами военно-морских флотов Великобритании и США, а Великобритания и гитлеровская Германия последовали их примеру.
После того, как Королевский военно-морской флот испытал на собственной шкуре удары итальянских подводных «коммандос» в Средиземном море, англичане тоже использовали для поражения в норвежском фьорде непобедимого гиганта «Тирпиц» незаметные и неуловимые мини-субмарины. Нападение мини-подлодок на линкор «Тирпиц» побудило руководство немецкого военно-морского флота в 1944 году принять решение о создании и применении аналогичных подводных аппаратов, к которым немцы раньше относились с полным пренебрежением.
Для экипажей пилотируемых торпед каждая боевая операция означала экстремальные физические и психические нагрузки. Люди проводили в стальных «консервных банках» много часов, неудобно скорчившись в тесном отсеке, иногда даже несколько суток в боевых походах, в окружении вражеских судов. Спать можно было только сидя, подогнув колени под подбородок, или свернувшись калачиком на боку.
Длительное пребывание в мини-подлодке или на торпеде было само по себе мучительным испытанием, но ведь нужно было ещё провести операцию и потом всплыть. Конструкция английского аппарата «Chariot» предполагала, что подводных диверсантов, находившихся на управляемых торпедах, защищал на глубине только водолазный костюм. Эти костюмы элитные солдаты называли с юмором висельников «сырая смерть». Для предохранения тела от переохлаждения надевалось шёлковое нижнее бельё. А для рук ничего подходящего не придумали, только смазывали кисти рук вазелином, чтобы под слоем вазелина пальцы не так быстро коченели от холода.
Награды и слава доставались только немногим подводным диверсантам, а смерть подстерегала их всех. В Италии, в Японии и Великобритании отряды подводных диверсантов формировали из элитных подразделений и специально тренировали. У немцев уже не было возможности набирать в аналогичные команды хорошо подготовленных солдат из отборных частей.
Немецкие подводные диверсанты на карликовых подлодках, плохо обученные и, по большей части, очень молодые солдаты, осуществляли свои операции почти без шансов вернуться с задания. Гросс-адмирал Карл Дёниц, сыгравший главную роль в формировании подводного флота нацистской Германии, называл своих диверсантов-подводников «камиказде», поскольку они действительно редко возвращались на базу.
Наиболее успешно использовали свои управляемые торпеды итальянцы. К сентябрю 1943 года подводные диверсанты из элитного подразделения «10 флотилии MAC» («Decima MAS») потопили в Средиземном море между Гибралтарским проливом и Александрией четыре военных корабля и 27 гражданских судов общим водоизмещением 265352 брутто-регистровых тонн.
Успехи итальянских коммандос из «10 флотилии MAC» высоко ценили в гитлеровском рейхе. Летом 1942 года капитан второго ранга Джулио Валерио Боргезе, командир «10-й флотилии MAC», участвовал в обучении немецких подводных диверсантов и дал уничтожающую оценку: «У них не было ничего, что можно сравнить с нашими пилотируемыми торпедами».
В марте 1944 года гросс-адмирал Дёниц требовал, чтобы в кратчайшие сроки было принято на вооружение новое подводное боевое средство. Немцы ожидали высадки войск противника в Нормандии.
Перед лицом грозящего поражения в войне командование ВМС гитлеровского рейха решило не пренебрегать малым подводным флотом. Инженер Рихард Мор в Экернферде (земля Шлезвиг-Гольштейн) сконструировал немецкую управляемую торпеду, которую назвали «Негр». На судоверфях северной Германии в срочном порядке построили целый ряд карликовых подлодок («Саламандра», «Куница», «Щука», «Бобёр», «Морской чёрт», «Тюлень»), рассчитанных – на экипажи из одного или двух человек.
Эти малые подводные боевые суда не соответствовали основным критериям: они не обладали достаточной скоростью для перемещения под водой, а также дальностью действия для скрытного преследования врага.
Первые отряды «Куниц» ввели в боевые действия после высадки западных союзников в Нормандии в июне 1944 года. Вряд ли можно признать их операции успешными, и потери были очень высокие. В июле 1944 года 21 «Куница» вышла в боевой поход в проливе Ла-Манш, и ни одна из них не вернулась. Англичане сообщили о потере только одного тральщика.
Предшественница «Куницы» мини-подлодка «Негр» тоже пошла в серийное производство. В марте 1944 года на вооружение поступило 200 «Негров». Они топили малые военные суда, а в июне 1944 года серьёзно повредили польский крейсер «ORP Dragon». За скромные успехи в боевых действиях 80 процентов экипажей «Негров» заплатили жизнью.
В конце 1944 года «Бобры» и «Саламандры» должны были сеять смерть и устрашать противника в Северном море и проливе Ла-Манш. Одноместными мини-субмаринами управляли молодые, неопытные и плохо обученные моряки. Руководство флота открыто именовало этих диверсантов «смертниками». За считанные недели флот потерял 52 «Бобра», а единственным их успехом можно считать потопление грузового судна.
Торпедные аппараты лодки времен Второй мировой войны – USS Bowfin
Последним «чудо-оружием» на море стали с января по 28 апреля 1945 года так называемые «Тюлени». В техническом отношении они были совершеннее всех предыдущих немецких мини-подлодок, и им удалось затопить 142 катера, девять кораблей водоизмещением 18451 брутто-регистровых тонн. Экипажи 35 «Тюленей» погибли.
Историки определяют использование немецких подводных диверсантов как полный провал. «Потери человеческих жизней можно сравнить только с гибелью японских «камикадзе», – писал видный британский историк Пол Кемп.