Вклад советских женщин в общий успех победы в Великой Отечественной войне огромен. Они трудились в тылу и сражались на фронте. Девушки проявили себя даже в воздухе. Немцы боялись наших девушек-лётчиц и называли их ведьмами. Пленный немецкий офицер рассказывал, как ночные русские ведьмы на допотопных самолётах По-2 изматывали фашистских солдат, не давая им покоя даже ночью!


46-й полк летал на знаменитых кукурузниках По-2. Красавиц из данного полка тевтонские рыцари и назвали «Ночными ведьмами»

Инициатором создания женских лётных полков в СССР стала Марина Михайловна Раскова. Она родилась в 1912 году в Москве. Училась в консерватории и работала лаборанткой на гражданском заводе. А в 1932 году устроилась трудиться лаборанткой в Военновоздушную академию имени Жуковского. В сентябре 1938 года Раскова на самолёте АНТ-37 «Родина» (в группе с лётчицами В. Гризодубовой и П. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток на расстояние 6450 км.

Экипаж был вынужден совершить аварийную посадку в тайге, а Раскова прыгнула с парашютом и была обнаружена только через 10 суток (её нашли босую, унты слетели во время прыжка). В ходе перелёта женщины установили мировой рекорд по дальности полёта. За это достижение и совершение рекордного полёта всему экипажу и Марине Расковой присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

А когда началась война, Расковой было всего 29 лет, но она считалась уже опытной лётчицей. И воспользовавшись личным знакомством и расположением Сталина, она смогла добиться создания в городе Энгельс авиагруппы сразу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го и 588-го ночного бомбардировочного (он же позднее переименован в 46-й Гвардейский ночной бомбардировочный полк).

Последний полк летал на знаменитых кукурузниках По-2. Красавиц из данного полка тевтонские рыцари и назвали «Ночными ведьмами». В регулярной армии это прекрасное формирование шутливо называли «Дунькин полк», так как первым и единственным его командиром стала Евдокия Бершанская.

Очень точное название, ибо в полку не было места мужчинам, на всех без исключения должностях (механики, лётчики, санитарки, наземный состав, ремонтные бригады ит. д.) находились только девушки. Кстати, средний возраст «летающих ведьм» составлял всего 22 года. Им бы всем ещё в куклы играть да лекции в университетах посещать, а они рвались добровольцами в действующую армию – врага громить.

УЧЕБНЫЙ ПО-2

Вообще-то, самолёт По-2 ещё в 1927 году задумывался как машина для обучения курсантов, но во время войны, во многом благодаря женщинам, его стали хитроумно применять как ночной бомбардировщик. Лёгкий, почти бесшумный и манёвренный, он с лёгкостью выполнял необходимые задачи, переправляясь в ночное время через линию фронта и нанося противнику ощутимый урон.

В начале войны (осенью 1941 года) их в полку насчитывалось всего 20 машин, затем число увеличилось до 45 самолётов. В последний день войны в полку их осталось 36 штук. Эта боевая машина развивала скорость всего 120 км/час, что делало По-2 уязвимым даже для пистолетного выстрела. Тем более что самолёт был лишён всякой защиты.

Он работал только в ночное время суток на высотах от 400 до 1000 метров. Получалось так, что из вооружения у девушек был только пистолет ТТ. Самолёт брал на борт около 300 кг бомб, многие девушки отказывались брать с собой парашюты, предпочитая пару лишних бомб. Некоторые машины сопровождения оснащались пулемётом, но лётчицы снимали их, дабы дополнительно взять на борт бомбы.

Но и этого им казалось мало, а потому девушки делали за ночь по 8-9 вылетов, а зимой, когда ночи становились длиннее, до 18 вылетов. Многих после такой ночи уносили прямо из кабин в казарму на руках, так как у хрупких девушек не оставалось сил ни на что. К тому же кабины были открытыми, а в небе стоял такой мороз, что руки и ноги переставали слушаться своих хозяек.

Механики и технический персонал тоже не бездействовали. Каждое попадание пули оставляло на корпусе и крыльях фанерного аппарата такие зияющие дыры, что приходилось их латать, словно старую одёжку. В результате летательные аппараты приобретали вид древнего дервиша, всю жизнь скитавшегося по пустыням. Но и на таких залатанных «тарахтелках» девицы летали, наводя ужас на врага.

Девушки устраивали в кабинах пилота уютные гнёздышки, любовно называя свои самолёты ласточками. Кабины украшались цветами, лентами, фотографиями любимых актёров.

ЗА РОДИНУ!

Младший лейтенант Евдокия Носаль начала войну в звании рядового пилота. Затем отважную лётчицу назначили командиром звена, дальше – заместителем командира эскадрильи. Только за 20 бессонных ночей июня 1942 года она совершила 95 боевых вылетов. 10 раз Носаль устраивала в тылу врага пожары, 18 раз поражала противника точными взрывами бомб, разбомбила мост-переправу и уничтожила массу живой силы противника. Евдокию наградили орденом Красной Звезды. Всего за годы войны она совершила 354 боевых вылета. А 23 апреля 1943 года девушка погибла при выполнении боевого задания под Новороссийском.

Иногда случались казусы, превращающиеся в трагедии. Однажды ночью, когда девушки в очередной раз совершали бесчисленное количество вылетов (вылетали, бомбили, возвращались, дозаправлялись, брали бомбы на борт и вновь улетали на бомбардировку в тыл врага) из-за кромешной тьмы на аэродроме один экипаж приземлился прямо на самолёт однополчан, который собирался взлетать. В результате этой трагической случайности погибли сразу четыре наших лётчицы.

Самолёт брал на борт около 300 кг бомб, многие девушки отказывались брать с собой парашюты, предпочитая пару лишних бомб
Лётчицы 46-го Гвардейского Таманского полка лёгких ночных бомбардировщиков произвели 23 672 боевых вылета и сбросили на врага 2 902 980 кг бомбового груза и 26 000 ампул с горючей жидкостью. Полк уничтожил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов с боеприпасами и горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомашин, 86 огневых точек, 11 прожекторов. В стане врага было вызвано 811 пожаров, 1092 взрыва большой силы. Нашим окружённым войскам лётчицы сбросили 155 мешков с боеприпасами и продовольствием. Самолёты полка находились в боевых полётах 28 676 часов.

Далеко не всем удалось дожить до победы. Многие красавицы заживо сгорели в своих промасленных машинах на глазах у своих подруг. Вечная память нашим героиням…