Высоченные стены замка Глемис, что в долине шотландской реки Тэй, помнят немало кровавых событий. Этому славному фортификационному сооружению молва приписывает засилье призраков, бдительно охраняющих добрую сотню кладов. Что любопытно, сокровища – исключительно бриллианты – те, кто их искали, обязательно находили, после чего удачливые кладоискатели завершали жизни трагически.
Здание в наши дни частично открыто для туристов, которые за умеренную плату могут в сопровождении опытного гида насладиться его ночными ужасами
Кто в петле, кто в воде, кто в огне, кто от ножа либо от пули. Все они, незадолго до насильственной смерти, имели серьёзные проблемы с психикой, беспрестанно жаловались на то, что столкнулись в комнатах-тайниках с «ужасами, непереносимыми для нормального человека». Известно типичное для Глемиса происшествие, когда в двадцатых годах прошлого века не устоявший перед уговорами прибывшего из Эдинбурга журналиста Клайда Мринича владелец замка восьмидесятилетний Аскольд Стратмор согласился «взломом нарушить покой одной из пустот». Что же престарелый граф и тридцатишестилетний репортёр там увидели? Да только то, о чём последний, несколько дней спустя, тяжело вздохнув, сказал своей невесте Дженни Вэйтс: «Твоё счастье, дорогая, что тебя там не было и никогда не будет».
Девушка, проявив завидную настойчивость, возразила: «Мы с тобой не можем достойно устроить нашу жизнь, потому что бедны до неприличия. С чем бы в Глемисе не столкнулась, пусть даже встретив чудовищ, я намерена найти там свою долю бриллиантового счастья. Если хочешь, присоединяйся ко мне. Не хочешь – продолжай прозябать в нищете!»
Боязнь потерять дорогого человека безотказно подействовала на Мринича. Он согласился придумать сокрытый от посторонних глаз способ «пребывания и действий на тщательно охраняемых запретных территориях чужих владений». Невеста в свою очередь изрядно заинтриговала заверениями, что дело беспроигрышное, так как она не поленилась изучить исторические хроники и легенды, повествующие о том, как обитатели замка, в том числе королевские особы, прятали благородные камушки, «весящие ничтожно мало, но в пересчёте на слитки золота тянущие на несколько тонн». Дженни заверила, что знает, где искать.
Клайд, уединившись на мансарде в тёплой компании бутылки виски, принялся обдумывать непростую задачу, как из-под земли взять неприступное здание. И придумал. Началась леденящая кровь серия ночных приключений, когда обслуга графа и сам граф принимали журналиста, его невесту за привидения и держались от них на почтительном расстоянии. Изощрённый план блестяще сработал.
Соучастники, став сказочно богатыми, опасаясь преследований властей и судебных исков со стороны графа, уехали в Бразилию, где обвенчались и жили припеваючи. Видимо, от скуки, пресыщенный всеми благами (таобао), которые можно получить за деньги, Мринич написал книгу с интригующим названием – «Ужасы бриллиантового замка». К её краткому изложению мы прибегнем после того, как коснёмся истории Глемиса, без которой история тамошних несметных сокровищ кажется вымыслом, что далеко не так.
Первым в 1034 году пал жертвой изменников король Шотландии Малькольм II. Прежде чем расправиться с монархом, главный заговорщик, граф Глемис, запер его в глухом чулане. Малькольм, поняв щекотливость положения и рассчитывая на помощь верных ему дворян, всё же на всякий случай, вынув из стены отсыревший кирпич, положил в тайник перчатку с драгоценностями. Кирпич он вернул на место. Едва успел это сделать, как Глемис, вытолкнув короля в коридор, изрубил его топором для разделки туш. Глемиса убили часом позже, вспоров грудь, вырвав сердце и утопив в проруби замкового пруда.
С тех пор в ночь гибели Малькольма II малые колокола внутренней часовни замка сами собою чуть слышно звонят. Когда перезвон заканчивается, является призрак мужчины. Он зыбок, имеет цвет дыма сигары, быстро исчезает именно в чулане, где был спрятан клад. Благодаря привидению в 1888 году граф Джон Стратмор догадался разобрать кладку и был вознаграждён россыпью роскошных бриллиантов. Большая часть перешла государству. Малая – графу, распорядившемуся никогда ни под каким видом не мешать призракам «делать то, что они хотят, разгуливать там, где хотят». Видимо, рассчитывал, что бесплотные сущности выведут к другому сокровищу. Увы, более графу не повезло.
Повезло в 1901 году его сыну Чарльзу. «Внезапное обретение» было связано с призраком зятя короля Роберта II, сэра Джона Лайона, которому суверен передал на временное хранение Фиал благодарения, вырезанный из куска горного хрусталя, в золотую оправу которого были вделаны полторы тысячи бриллиантов. Фамильную реликвию под угрозой проклятия король запретил выносить за пределы замка. Лайон, опасаясь, что в его отсутствие раритет могут похитить, однажды ослушался. Случилось это в 1383 году. Лайона убили на лесной дороге ударом кинжала в спину. Фиал исчез.
Столетиями о том, в чьих руках бриллиантовый сосуд, не знал никто. Но вот Чарльз Стратмор на верховой прогулке заприметил на стене замка квадратное красное пятно, напоминающее замурованное окно. Решил узнать, что за ним. Со стороны галереи стену взломали. Открылась картина не для слабонервных. В зале с прекрасно сохранившимся убранством вокруг массивного дубового стола на дубовых креслах «сидели человеческие остовы, на полу – черепа». Судя по блюдам и фарфоровым тарелкам, легионам бутылок, некто «во время пира замуровал девятерых гостей замка».
Чарльз распорядился «добропорядочно захоронить рыцарей на замковом погосте». Зал тщательно прибрали и заперли на замок. После чего слуги начали жаловаться на призраков, сопровождающих привидение мужчины, что-то бережно несущего перед собой. Граф решил переночевать в страшной комнате. Тоже увидел непонятного происхождения «призрачные дымы». Человеческих теней он не увидел. Зато заметил, как «дым» концентрируется в углу под потолком комнаты.
В полдень, запершись, поставив стремянку, раскрошил родовой золочёный гипсовый герб. В гипсе оказался бесценный Фиал благодарения. Владел им Чарльз, по ночам любуясь волшебной игрой красок на гранях бриллиантов, пять лет. После чьего-то доноса был вынужден передать находку в спецхран казначейства. Премия, выплаченная ему, была настолько щедрой, что бедный родственник – племянник, застигнутый графом при потрошении сейфа, в упор застрелил его. Объявленный в розыск, не имея возможности покинуть страну, убийца отравился. О том, что кто-либо видит привидение, несущее Фиал, более не сообщал никто.
Зато в замке «прописалась» Серая дама, предположительно – призрак графини Джанет Дуглас, в 1513 году ошибочно обвинённой королём Яковом V в колдовстве и сожжённой на костре. По коридорам привидение «плавало» недолго, точно до момента, когда в 1910 году, разбирая бездействующий камин, печник Стэус Грай, нашёл медную кружку с бриллиантовыми серьгами, кольцами, подвесками. Малый этот, разбогатев, не вынес головокружения удачи и спятил.
«Черти являются по души тех, кто покушается на покой моих потайных, о которых не догадываюсь даже я, комнат. Эти души сгорают в огне моих любимых привидений», – не уставал повторять граф Аскольд Стратмор, потомок Джона и Чарльза.
Он, похоже, почти не ошибался. Шотландская поговорка гласит, что из некоторых правил есть исключения, приводящие через злоключения к удаче. Эту удачу поровну поделили «самозваные гости» замка Клайд Мринич и Дженни Вэйтс. Впору рассказать об их «ноктюрнах пророчествующих призраков», прибегнув к цитате из бестселлера «Ужасы бриллиантового замка».
«Вы вправе верить либо не верить мне, – пишет Мринич, – но я готов поклясться чем угодно, что, уединившись в непроглядной темноте огромного, навевающего волны безотчётного ужаса здания, вместе с моей мужественной подругой наблюдал светящиеся трассировки, этакие синие и красные полосы, достаточно яркие, определённо манящие нас за собой. В затхлом воздухе изуверских могил нас «радушно» встречали скелеты. Вещицы из бриллиантов, сами бриллианты были оставлены лежать среди костей, среди тлена. Нам оставалось только собирать».
Апартаменты замка Глемис
Книга отошедшего от профессии журналиста послужила сигналом для других искателей «бриллиантового счастья» в замке Глемис, жемчужины архитектуры Шотландии. Здание в наши дни частично открыто для туристов, которые за умеренную плату могут в сопровождении опытного гида насладиться его ночными ужасами, а если подфартит, увидеть и сфотографировать его световые феномены.