В книгах по истории часто делается акцент на изложение событий в границах существующих ныне государств. А если царство или княжество исчезло с исторической арены, то и говорят о нём куда реже. Яркий пример – государство, существовавшее вплоть до 1168 года на балтийском острове, который известен как Рюген, но тысячу лет назад назывался Руян. Его часто сопоставляют с островом Буяном из русских сказок. Но действительность была, пожалуй, ещё более интересной.
Государство, существовавшее вплоть до 1168 года на балтийском острове, который известен как Рюген, но тысячу лет назад назывался Руян
Тысячу с лишним лет назад север современной Германии был покрыт густыми лиственными лесами. Жили здесь тогда славяне, составлявшие три больших племенных союза – полабский (по реке Лабе, теперь это Эльба), лютичский, лужицкий. Племён было около тридцати. В полабском союзе доминировали бодричи, от этого объединения и отпочковались руяне, жившие на крупном острове близ побережья Балтики.
Они не чурались пиратства, атаковали зачастую и данов, и ётов и свеев (по-нынешнему – датчан, южных и северных шведов). Пиратствовали и даны. Одним из знаменитых вожаков балтийских пиратов в IX веке был Рёрик Ютландский (Ютландия – часть нынешней Дании), известный нам и по истории Руси как летописный князь Рюрик. Но княжение в Новгороде относится к тому времени, когда Рюрик был уже в летах. В его дружине были отнюдь не только варяги, но и руяне.
Многие названия городов на севере и востоке Германии тогда звучали иначе. Например, не Шверин, а Зверин, не Бранденбург, а Бранибор, не Лейпциг, а Липск, не Брауншвейг, а Брунзовик. Признано это всеми историками, в том числе и германскими. Некоторые названия не изменились, скажем, порт Росток так и назывался, только ударение было на втором слоге, а не на первом, как ныне. У полабских славян были свои языческие святилища, например, Радогощь, известная также под названием Ретра, Кореница и Аркона. Последние два находились на острове Руян.
Сами руяне более всего почитали Аркону как центр поклонения Святовиту. Радегаст – бог с лебяжьими крылами – считался его духовным сыном и почитался более всего в Радогоще.
Популярным было и святилище бога войны Яровита в Коренице, изображавшегося о семи головах, из коих шесть было на общей шее, а седьмая, львиная – на груди. Он держал в руке меч, да ещё семь запасных мечей было у него за поясом. В тех краях оружие лишним не бывало – ведь ещё Карл Великий в 811 и 812 годах совершал походы против балтийских славян. Флот будущих датчан напал на эти земли в 845 году, но был разбит близ нынешнего Гамбурга. В X веке наместник германского императора Оттона I пригласил на пир 30 славянских вождей, где всех их попросту перебили.
Некоторые князья бодричей в X веке крестились, что открыло им путь к выгодным династическим бракам. Но политика натиска на восток иногда давала осечки. Известен случай, когда уже после заключения такого брака князь бодричей Мстивой вместе с сыном от первого брака Мечиславом взял Гамбург. В 983 году восстало племя гаволян, их стольный град Бранибор был вновь взят германцами только через восемь лет.
Тем временем в Дании при Гаральде Синезубом (правил до 986 года), а в Швеции около 1000 года при Олафе Шетконунге приняли христианство. Ещё долго пользовались рунами, и практиковалось двоеверие, но всё же славянские соседи стали считаться язычниками. Германские земли приняли католицизм ещё раньше. Если Киевская Русь крестилась (но не от Рима, а от Константинополя), то полабские славяне остались верными старой вере.
В XI племенные союзы бодричей и лютичей были особенно сильны. Первые на равных сражались с датчанами, вторые однажды решили вопрос о том, кто сильнее – лютичи или германское имперское войско – поединком богатырей, причём победил лютич.
Пытавшийся объединить полабских славян князь Готшалк был убит в 1066 году сторонниками язычества, объединившимися вокруг князя по имени Блусс. Миссионеров встречали крайне неодобрительно, а одного из епископов в Радогоще казнили, в ответ на Радогощ в 1068 году напало войско во главе с епископом Бурхардтом Хальберштадтским. Князь Блусс был вскоре убит.
В итоге усилились защищённые морем руяне во главе с вождём с «говорящим» именем Крут, то есть Крутой. Четверть века правления Крута были периодом наибольшей силы балтийских славян. Он сумел объединить многие полабские земли под своей властью, при этом столицей государства была Аркона, а религией – язычество. Соседи называли Крута королём, так что в конце XI века остров Руян был центром большой славянской державы.
Ослабляло власть Крута наличие поддерживаемого германцами и датчанами претендента на корону. Им был Генрих, сын Готшалка от брака с датчанкой Сигфридой. В 1093 году в битве на Смиловом поле войско Крута было разбито союзными силами саксов, датчан и сторонников Генриха. На короткое время Генрих сумел объединить бодричей и лютичей под своей властью (как было при его отце Готшалке), но руяне вновь стали независимым от всех княжеством. Походы на них ни к чему не привели, даже зимние, по льду Балтийского моря. Позднее, в 1129 году, правнук Готшалка, князь Звенько, был убит и держава полабских славян распалась.
А в 1147 году был провозглашён крестовый поход против балтийских славян. До этого крестоносцы направлялись в Палестину, поэтому решение о крупном походе в ином направлении было принято «демократично» на общегерманском сейме во Франкфурте. А «старт» походу был дан в июне 1147 года на специальном торжественном собрании в городе Магдебурге. Разведка у славян была, судя по всему, на уровне: в том же июне 1147 года встречным упреждающим ударом дружины полабского князя Никлота был взят портовый город Любек, к этому времени уже германский.
Но всё же крестовый поход начался. Две большие рати германцев возглавляли герцог саксонский и баварский Генрих Лев и рыцарь Альбрехт Медведь. Крестоносцам удалось взять штурмом святилище, называемое теперь Ретра. Князь Никлот погиб в бою в 1160 году.
Дольше всех держались руяне. Их остров был захвачен только в 1168 году после высадки на нём крупных сил крестоносцев во главе с датским королём. Святилище в Арконе тогда же было разрушено. И теперь ценители старины восстанавливают особенности поклонения языческому богу Святовиту, опираясь на заметки христианских хронистов и предания.
Святовита было принято изображать с ритуальным турьим медовым рогом в правой руке. Он был четырёхлик, каждый из ликов смотрел в свою сторону света. Иногда на Руси Святовита называли Белбогом, противопоставляя злому Чернобогу. Но Святовит не только «светлый» бог наподобие индийского Вишну, но также и бог справедливой войны, и властитель четырёх сторон света и четырёх ветров.
В Арконе после сбора урожая в конце лета проводили жертвоприношения Святовиту, предварительно наполнив его рог медовухой. Культ Святовита восходит к древнему индоевропейскому прообразу. Чернобога же на Руяне звали Черноглавом, его идол с серебристыми усами покровительствовал морским набегам.
Существовал гадательный ритуал – для предсказания хода войны в храм Святовита через три ряда скрещённых копий вводили белого коня. Хорошим предзнаменованием считалось, если конь начинал движение с правой ноги и при этом ни разу не спотыкался. Само название Аркона в переводе с древнего индоевропейского наречия означает «Белая гора», там и по сию пору в море обрываются белые скалы. Более поздняя ассоциация – град Ярого коня. Но ритуальный конь и был образом покровителя места, «кона» – горы на обрыве.
Жрецы храма Святовита в Арконе носили белые одежды. Они почитались превыше князей, но имена верховных жрецов не сообщали чужеземцам, потому они и не дошли до нас. Другие племена балтийских славян платили особую дань руянам, шедшую на содержание святилища в Арконе. Храм имел шатровую крышу красного цвета, во внутреннем убранстве преобладали багровые тона. Судя по хроникам, внутри большого храма был ещё один, меньший, зал, опиравшийся на четыре столба и задрапированный багровыми завесами. Именно в нём стояла статуя Святовита.
На Руяне в пору расцвета чеканили свои монеты (http://irkutsk.rosfirm.ru/). К 1168 году на острове жили не менее 70 тысяч человек, больше, чем в прошлом веке. Торговым центром был город Ральсвик, имелась письменность на основе «чёрт и рез». К сожалению, после захвата острова многое было попросту уничтожено. Последний князь Руяна, Вицлав, умер в 1325 году. Независимости остров тогда уже не имел, да и князь этот прославился больше как писавший песни на немецком языке миннезингер. Власть на Руяне перешла от датчан к германцам. Древний язык был постепенно вытеснен.
В наше время археологи работают на Руяне, пытаясь разгадать тайны этого балтийского острова. И ещё – бывают случаи, когда близ белых скал образуются смерчи, их суеверные люди считают то ли посланием от неприкаянных душ, то ли знаком от древних богов…