В 1692 году жители села Меркушино Верхотурского уезда, что в Сибири, стали свидетелями удивительного: на сельском кладбище, расположенном возле Михайло-Архангельской церкви, из осевшей земли вдруг показался гроб, сквозь расщелившуюся крышку которого просматривались нетленные останки. Свидетели расценили явление гроба как проявление святости похороненного в нём человека. Однако вот незадача: никто не помнил имени этого праведника.


Мощи святого праведного Симеона Верхотурского

Между тем возле могилы безымянного святого сразу начались чудеса и исцеления, в основном, связанные с излечением кожных и глазных заболеваний с помощью земли, взятой из могилы святого. Церковь, всегда острожная по отношению к чудесам, не могла оставить без внимания факт появления очередного, хотя и безымянного, но чудотворца, и уже в 1693 году для проверки сообщений о чуде в Меркушино сибирским архиереем был направлен клирик Матфей.

Присланный на место Матфей с должным вниманием изучил выходящий из земли гроб с нетленными останками и уверился, что слухи о нём вполне правдивы, о чём и написал в своём сообщении митрополиту. Над могилой чудотворца соорудили голбчик — деревянный сруб. На этом внимание церкви к чуду села Меркушино на время иссякло.

Освидетельствование чудотворных мощей произошло позже, и связано оно с именем митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия (Римского-Корсакова). Этот митрополит вовсе и не собирался освидетельствовать безымянные останки, поскольку объезжал епархию с обычным «рабочим» визитом. В тот момент он направлялся в город Верхотурье, где должен был освятить новый храм.

В семи верстах от Меркушино он сделал остановку для отдыха, и здесь к нему подошел игумен Далматовской обители Исаак со словами, что, дескать, неподалёку находится село Меркушино, где из-под земли выходит гроб, и уже немало чудес и знамений свершилось у него. Так что не соблаговолит ли владыко осмотреть сей гроб?

Владыко не соблаговолил. Вместо себя он на освидетельствование послал того же игумена Исаака, а также ещё четверых клириков. Эта делегация прибыла в Меркушино 18 декабря 1694 года и сразу приступила к освидетельствованию останков неизвестного праведника. Когда гроб подняли из могилы, взорам представилось тело, покрытое плотью (пострадали лишь пальцы на руке), и истлевшие одежды.

Об этом Исаак и рассказал митрополиту: «…в гробе нашли совершенно целое тело, исключая истлевших пальцев у одной руки и платья, и что при свидетельствовании они ощутили от тела благовонный запах».

Игнатий к подобному донесению отнёсся весьма скептически. И собрался было продолжить свой путь в Верхотурье. Однако, как рассказывает житие, внезапно у него нестерпимо разболелся левый глаз. Тогда митрополит понял, что это кара за его сомнения и нежелание посетить мощи святого. Он принялся молиться, чтобы Господь исцелил ему око, и пообещал, что придёт на могилу чудотворца. Боль стихла, а митрополит, наконец-то, объявился у чудотворного гроба.

Он увидел то же, что ему рассказывали другие, и, «проникнувшись» моментом, признал мощи нетленными: «Свидетельствую и я, что воистину эти мощи праведного и добродетельного человека; во всём они подобны мощам древних святых».

И снова встал вопрос об имени захороненного праведника. Стали спрашивать: вдруг кто вспомнит? Среди жителей нашёлся 70-летний Афанасий Чашегоров, который сообщил, что имени покойного «невозможно памятовать (вспомнить), но помнит, что покойный «христолюбец», прилежный к Богу и часто ходивший в церковь, был болен «чревом» и первым похоронен рядом с новопостроенным храмом».

«СИМЕОНОМ ЕГО ЗОВУТ»

И всё-таки потерянное имя нашлось. Согласно житию, случилось чудо. Отъехав от села Меркушино, митрополит Игнатий погрузился в дремоту, и во сне представилось ему множество народа, вопрошавшего об имени праведника. И среди голосов преосвященный внезапно услышал глас: «Симеоном его зовут». Потом снова повторили: «Симеоном зовут его», и в третий раз прозвучало то же имя, но уже в уменьшительно-ласкательной форме.

Почти параллельно сон-видение узрел и послушник игумена Исаака — Василид. Ему тоже привиделось много народа, спрашивавшего про имя новоявленного чудотворца. И раздался глас: «К чему вы много вопрошаете? Уже вам известно, что его зовут Симеоном».

Видение об имени святого случилось и у священника меркушинской Михайло-Архангельской церкви, которому приснилось, что он стоит у гроба святого и не знает, как поминать усопшего. И вдруг слышится глас: «Зачем недоумеваешь? Поминай его Симеоном». Позже выяснилось, что это видение ему пришло в тот же вечер, что и Василиду.

Так безымянный чудотворец обрёл имя. Кем он был при жизни — на этот счёт существуют туманные данные. Считается, что большую часть жизни Симеон провёл в селе Меркушино. Здесь он объявился в 1624 году. Был бродячим портным, зимой шил шубы из овчины для крестьян Верхотурского уезда, а летом перебивался рыбной ловлей. Отличался нестяжанием: чтобы не получать платы, он оставлял одежду чуть недошитой и уходил из села. Скончался он в 1642 году в Меркушине и был похоронен на кладбище при Михайло-Архангельской церкви, являясь, очевидно, инициатором и активным участником её постройки. Отсюда и почётное место для погребения мирянина.

12 сентября 1704 года мощи Симеона перенесли в Николаевский монастырь и поместили в монастырскую церковь. В 1716 году церковь сгорела, но рака с мощами не пострадала. А на месте прежнего погребения Симеона в Меркушино забил чудотворный родник.

СВЯТОЙ И РОМАНОВЫ

К началу XX века святой праведный Симеон Верхотурский стал в России одним из почитаемых святых. Число паломников достигало 60 тысяч человек в год. А во время Первой мировой войны цифра эта увеличилась в два раза — 120 тысяч!

Особое отношение к Симеону было у Григория Распутина. В Верхотурье он, как и многие паломники, ходил пешком, с посохом. В 1912 году Распутин рассказывал: «Когда мне было 20 лет, у меня разные такие мысли лезли, да в этом время грудь очень болела… Я пошёл к святым мощам в Верхотурье… Крепко там молился… Легко стало».

Распутин уговорил императрицу отвезти к святым мощам наследника Алексея. В 1914 году Распутин на пожертвованные средства построил в Верхотурском Николаевском монастыре «дворец-терем», возведённый без единого гвоздя. Там должен был жить до полного исцеления цесаревич. Однако начало первой мировой войны помешала этим планам.

Вообще имя праведника Симеона благодаря Распутину каким-то мистическим образом переплелось с судьбой русской царской семьи. Икона с изображением святого Симеона станет первым подарком Распутина императорскому семейству. А позже эта крохотная иконка будет обнаружена на месте расстрела в Ипатьевском доме.

Летом 1918 года, когда погибла царская семья, мощи святого Симеона тоже подвергнутся первому надругательству. Увы, их будет слишком много.

И, что самое поразительное, после последнего вскрытия мощей в 1935 году их отдали на хранение в… Ипатьевский дом, где тогда располагался антирелигиозный музей местного Общества безбожников.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧУДА

Вообще, после октябрьского переворота в 1917 году рака с мощами святого претерпела множество испытаний. В 1918 году чрезвычайная следственная комиссия первый раз вскрыла мощи праведника.

В сентябре 1920 года, в день памяти Симеона Верхотурского, в монастыре собралось до 15 тысяч паломников, и в этот день в рамках советской антирелигиозной кампании состоялось новое вскрытие мощей. И если в первый раз на мощи лишь просто взглянули, то сейчас их уже вытащили из гроба и дотошно рассматривали на столе. Правда, потом положили обратно. Драгоценную же раку изъяли в пользу голодающих.

В июне 1924 года мощи обследовала уже комиссия облздравотдела. Она нашла обряд приложения к мощам «негигиеничным», поэтому гроб был опечатан, а доступ к нему строго ограничен. В мае 1929 года мощи изъяли из монастыря и отправили в Тагильский музей для антирелигиозной работы.

А в 1935 году разразился страшный скандал. В журнале «Советское краеведение» был опубликован материал о состоянии этой музейной экспозиции, где вместо антирелигиозных постулатов делался упор на благоухании мощей и их поразительную сохранность. Ответная реакция последовала немедленно: директор музей был арестован, а мощи отосланы в Уральский антирелигиозный музей. В Ипатьевский дом…

25 сентября 1992 года их перенесли в Верохотурский Николаевский монастырь, во вновь освящённый Крестовоздвиженский собор
В 1946 году фонды этого музея были расформированы, и мощи отправились в запасники Областного краеведческого музея. В 1947 году Товия, епископ Свердловский и Челябинский, сделал героическую попытку «выцарапать» святые останки из пыльных музейных запасников: он написал письмо к уполномоченному по делам религии по Свердловской области В.Н. Смирнову с просьбой о возвращении мощей церкви. Письмо это осталось без ответа.

И лишь 11 апреля 1989 года чудотворные мощи Симеона Верхотурского вернулись к верующим. Поначалу они находились в свердловском храме Спаса Всемилостивого. А 25 сентября 1992 года их перенесли в Верохотурский Николаевский монастырь, во вновь освящённый Крестовоздвиженский собор. Чудеса продолжаются…